ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
         
         
 
 

Йога

Ниндзя искусство тени -> Тень Ниндзя

Санскритское слово "йога" толкуется и употребляется в различных значениях: оковы, гнет, метод освобождения от оков и гнета, единение, соединение, сочетание, стягивание, метод достижения единения, соединения. Учение йоги возникло в Индии приблизительно во II веке до нашей эры; основателем его считается один из мыслителей древнего мира - Па-тарджали. Он первым выдвинул и обосновал идею о том, что человек по сути является "вселенной в малом виде", т.е. идею повторения макрокосма в микрокосме.
В Индии значение слова "йога" с течением веков претерпело сильное изменение: от обозначения физических недомоганий, болезней, духовных потрясений и других "врагов здоровья и счастья" до названий учений, которые должны были одержать победу над этими "врагами".
В различных йоговских школах словом "йога" стали обозначать явления или действия разнообразного содержания. Одни рассматривали йогу как метод избавления от страданий; другие - как соединение индивидуальной души человека с абсолютом, что, по их понятиям, и будет обозначать конец страданий; третьи под йогой понимали разъединение идеального и материального, причем, как сам процесс, так и непосредственно финал его, что одновременно означало и освобождение (в частности, освобождение души от ярма материального мира, в том числе и от своего тела).
Из всех многочисленных йог наиболее широкое распространение получили четыре: карма-йога, раджа-йога, джнанз-йога и бхакти-йога.
Карма-йога - метод "освобождения путем труда, дела, действия". Поскольку теперешняя жизнь человека определяет его следующую жизнь, то карма обязывает его быть активным, трудиться на благо общества и на свое собственное благо. Карма, по мнению йогов, охватывает все явления материального и духовного мира, т.е. все, что мы видим, чувствуем, делаем, всякое событие, происходящее во вселенной; будучи, с одной стороны, результатом прошлых дел, она становится, с другой, причиной будущего положения вещей.
Общая идея, пронизывающая все учение кармы, сводится к следующему: вся природа, в том числе и мы сами, - только часть единого Абсолюта. Мы несовершенны, но мы - производное совершенного, а потому стремимся к совершенству. Путь к нему лежит через борьбу, которая и составляет смысл земного бытия.
Бхакти-йога - метод освобождения путем любви и преданности богу Ишваре. Ишвара - это проявление Абсолюта на конкретном уровне. Бхакти-йога делится на две ступени: подготовительную и высшую. Подготовительная форма бхакти распространена среди тех людей, которые не поднимаются выше чувственных наслаждений. Эти люди, прежде, чем научиться чувствовать потребности высшего порядка, должны долго ждать и пройти через множество перевоплощений. Высшая же форма бхакти для тех, для кого любовь к богу составляет высшее и единственное благо человеческого существования. Для перехода от одной ступени к другой необходимо строго соблюдать правила "нравственной гигиены": быть правдивым, искренним; делать добро другим, не ожидая для себя никакой пользы; не причинять никому вреда ни мыслью, ни словом, ни делом; не желать чужого добра, не иметь тщетных мыслей и прощать обиды.
Джнана-йога - метод освобождения путем познания, ибо как только незнание повержено, человеческая душа становится свободной. Поскольку основой системы Патанджали было положение о повторении макрокосма (природы) в микрокосме (человеке), отсюда следует вывод: познай себя и ты познаешь первооснову всего сущего.
Раджа-йога - метод освобождения путем ряда этических, физических и психических упражнений. Человек состоит из тела и души. Все, что составляет тело, принадлежит к сфере неистинного бытия, душа же - бытие истинное. Для освобождения души от тела человек должен пройти следующие восемь ступеней:
1. Дисциплина нравственности:
а) иама - воздержание; б) нияма - культура.
2. Дисциплина тела:
а) асана - положение, поза; б) пранаяма - контроль за дыханием; в) пратьяхара - удаление чувств.
3. Дисциплина ума: а) дхарана - внимание; б) дхьяна - созерцание объекта; в) самадхи - сосредоточение или поглощение ума объектом созерцания.
На первых двух ступенях человек должен пройти этическую подготовку. Иама - воздержание от зла по отношению ко всем живущим творениям, ненанесение какого бы то ни было вреда любому виду жизни; воздержание от лжи, правдивость в мыслях и в речах; честность, нестяжательство, непринятие даров. Нияма - воспитание в себе положительных навыков, как то: быть опрятным, культивировать чувства дружбы, симпатии, бодрости, переносить жару и холод, довольствоваться тем, что приходит само собой, без излишних усилий, регулярно читать религиозные книги, размышлять о Боге.
На следующих трех ступенях человек вырабатывает у себя "дисциплину тела", выполняет серию физических упражнений, направленных на тренировку и закалку своего организма в определенных ритуальных позах, так как три высшие ступени требуют большой физической выносливости. Воспитанию дисциплины тела посвящена хатха-йога.
Три высшие ступени касаются психических упражнений. Цель их - достижение состояния экстаза, при котором нарушается связь с внешним миром.
Вся система лечения и физического воспитания хатха-йоги покоится на трех основаниях:
1. Учение о пране. Прана - это первосила, в которой обобщены все силы природы. Это значит, что человек, овладевший праной, способен управлять любой частью своего тела. А раз так, то все болезни и страдания тела будут подчинены его владельцу, а кроме того, он сможет управлять и телом другого человека. 2. Учение о клетке. Хатха-йога учит, что физическое тело человека состоит из многочисленных клеток, каждая из которых обладает отдельным, независимым от организма в целом, существованием. Эти маленькие жизни являются частью большого разума, стоящего на определенной ступени развития, что и позволяет клеткам выполнять свои функции. Согласно учению хатха-йоги, каждая клетка тела состоит из трех начал: 1) материи, которую она получает из пищи; 2) праны, или жизненной силы, которая сообщает клеткам способность работать; 3) разума, или "умственной Стихии", составляющей часть Мирового разума. Особенно большое значение это учение придает разумности каждой клетки в организме.
3. Учение о дыхании - пранаяма - является краеугольным камнем хатха-йоги. С помощью правильного дыхания можно дать здоровье не только отдельному человеку, но и всему человечеству.

01.12.2006

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
 
 
 
   
 
 
Лучшие ресурсы о Японии:
Если вы владелец сайта Японской тематики, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.



  • Не много рекламы:


  •  
         
       
     
     
       
       
    Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
    Формат банера 88x31
    Формат банера 88x31
    Текстовая ссылка:

    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Япония - сообщество любителей японской культуры