ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
 
 

Аниме в России - начало

Манга и Аниме -> Статьи об Аниме и Манге

Борис Иванов, киновед, автор книги «Введение в японскую анимацию», зам. главного редактора журнала «Total DVD».Я на фоне дома в Праге, в котором жил Франц Кафка

Борис Иванов (Kensuke),
kensuke@hexer.ru

Трудно сказать, кто был первым отаку в России. Судя по всему, первые отаку появились еще в СССР, поскольку аниме неоднократно попадало на экраны советских кинотеатров. К тому же, некоторые имели возможность бывать в Японии и в западных странах, в которых аниме начало активно появляться в конце 1980- х годов. Однако достоверной информации об этих людях практически нет. Если они и были, то никакого существенного следа не оставили.

Поэтому, обсуждая продвижение аниме в России, можно выделить шесть волн отакуизации нашей страны. Вспомним в отдельности каждую из этих эпох, благо что все они прошли на моей памяти.

Эпоха «Корабля — призрака „ (1980 — е)

В кинотеатрах СССР с большим успехом проходит классическое детское аниме. В первую очередь это „ Корабль — призрак «[ Sora Tobu Yureisen ] — наиболее нетипичный и «взрослый «фильм из закупленных для нашего проката. В стране появляются первые отаку, с восторгом наслаждающиеся «Кораблем «, однако они еще слишком малы, чтобы организовываться в клубы и начинать полноценную фэнскую деятельность.

Тем не менее, именно этим периодом датируются первые анимешные фанарт и фанфики . Если бы советский прокат не почил в бозе и продолжил аниме — закупки, история российского отаку — движения могла бы начаться на несколько лет раньше.

Эпоха «Роботека « (начало 1990- х)

После распада СССР и краха советского режима в страну начинают валом валить пиратские видеокассеты. Разумеется, в первую очередь переводятся и тиражируются популярные голливудские фильмы, но в качестве дополнений к двухчасовым лентам пираты нередко дописывают часовые аниме -OAV (в том числе хентайные ). Сами того не ведая, российские зрители получают возможность знакомиться с подростковой и взрослой японской анимацией.

Параллельно по телевидению начинается трансляция американских версий аниме — сериалов. Наибольшей популярностью у зрителей пользуются проекты «Роботек «, «Макрон -1“ [ Macron-1 ], «Ведьма Салли „ [ Mahoutsukai Sally ]. Хотя мало кто знает, что это японская продукция, необычность аниме — решений просвечивает даже сквозь перевранные сюжеты и диалоги.

Эти аниме привлекают существенно более взрослую публику, чем аудитория «Корабля — призрака «. Постепенно формируется ядро будущих отаку. Хотя они еще разрознены и неорганизованны, молодые люди начинают целенаправленно собирать и переписывать на видео любимые фильмы и сериалы. Возникают первые аниме — коллекции.

Эпоха «Сейлор Мун « (середина 1990- х)

Если предыдущие аниме еще можно было подверстать в советские представления о научной фантастике и детской анимации, то в середине 1990- х на экранах телевизоров появляется действительно нестандартный проект — ТВ — сериал «Луна в матроске «, на самом деле именующийся «Красавица воин  Сейлор  Мун «. В отличие от многих западных релизов сериала, «Сейлор Мун «в России практически не цензурируется, что многократно усиливает его воздействие на публику.

Тут уже даже самые невнимательные зрители начинают задумываться о том, что смотрят не «какую — то анимацию «, а именно японский сериал. Тогда же отаку эры «Роботека «начинают организовываться в клубы, первым из которых становится «R.An.Ma“ . Поскольку в стране активно распространяются технологии компьютерного общения (FIDO , затем Интернет) , то отаку получают возможность быстро и легко находить «товарищей по несчастью „ — в том числе и живущих за сотни километров друг от друга.

Вскоре появляется разделение между «стариками «и «муняшками «— теми, кто только что заинтересовался аниме и не хочет знать ничего, кроме «Сейлор Мун «. Муняшки обмениваются ощущениями по поводу любимого сериала, а «старики «в это время осваивают заказ лицензионных кассет за рубежом. Начинается быстрое расслоение отаку по степени близости к живительным источникам желанного аниме.

Первая русской интернет — страничкой, упоминающей аниме, был англоязычный сайт Евгения Медведева . Первый русский аниме — домен открыл ростовский отаку Константин Груша. Впрочем, anime.amberium.ru прожил очень недолго. Первым русским аниме — ресурсом, посвященным одному произведению, был сайт Алексея Дубинского о сериале «Роботек « (ныне — Macross.anime.ru ).

Эпоха «Горбушки « (1997-2000)

В Рунете начинают размножаться сайты отаку — поначалу весьма примитивные, но с годами все более грамотные. Так, 27 октября 1998 года появляется первоначально позиционировавшийся как портал проект «Аниме и манга в России «, созданный автором этих строк по предложению спонсора, который пожелал остаться неизвестным. ^_^ В то время сайт жил по адресу www.anime.ru.

К этому же периоду относятся первые информативные публикации в прессе, посвященные аниме, манге и хентаю. Хотя в них все еще немало ошибок, но они уже дают базовое представление о японской массовой культуре.

С каждым годом все шире становится клубное движение, нарастает расслоение отаку. «Муняшки «постепенно вылезают из своей раковины и вливаются в ряды «обычных «аниме — фэнов.

Почувствовав коммерческий потенциал японской анимации, пираты с московского видео — рынка «Горбушка «начинают продавать аниме как самостоятельный продукт и даже сотрудничать с отаку в создании компетентных переводов — в том числе и с японского.

В 1999 году выходит первое издание моей книги «Введение  в  японскую  анимацию «. Восторженный прием этого довольно — таки сырого исследования в узких профессиональных кругах символизирует начало научного осмысления аниме в России.

Эпоха «цифры « (2000-2003)

Неудобные и громоздкие кассеты начинают замещаться цифровыми носителями : CD (форматы AVI, MOV, MPEG4, DivX) и DVD. Соответственно, намного упрощается тираживание и распространение аниме. Доступ в Интернет дает возможность непрерывно скачивать новое аниме, иногда буквально через несколько часов после премьеры.

Стремительно увеличивается число пиратов, торгующих аниме. Кроме пиратов со стажем, в этот бизнес входят и некоторые организации отаку.

Клубы из «организаций по раздаче слонов «окончательно превращаются в дружеские тусовки. Отныне, чтобы быть отаку, не обязательно входить в группу — можно довольствоваться покупкой или скачиванием.

По телеэкранам страны проходит сериал «Покемон «, который быстро становится притчей в языцех. Впрочем, самостоятельной отаку — волны он не порождает, так как в первую очередь предназначается для самых юных зрителей. Зато пресса активно обсуждает «покемонов «, попутно знакомя заинтересованные слои населения с общей информацией об аниме.

В 2000 году воронежский филиал «R.An.Ma «проходит первый Всероссийский  фестиваль  японской  анимации . Он пользуется огромным успехом среди местного населения и отечественных отаку, а потому сразу же становится регулярным.

В июле 2001 года возникает поп — рок — группа «Suki da!“ , в основном состоящая из отаку со стажем и исполняющая как собственные русскоязычные композиции (в том числе на аниме — темы) , так и кавер — версии аниме — хитов.

С ноября 2002 года в журнале «Страна  Игр появляется рубрика «Банзай !“ — самое компетентная в России серия печатных публикаций, посвященных японскому масскульту. До того аналогичные материалы выходили в журнале «Великий  Дракон .

В том же году начинает выходить онлайн — журнал «Anime Magazine“ — первая попытка создать в России издание (хотя бы и сетевое) , полностью посвященное аниме и манге.

Тогда же во время третьего воронежского фестиваля проходит первое в России более — менее организованное и успешное  косплей — шоу.

Эпоха «лицензии „ (2003 год и далее)

В 2003 году в России впервые появляются лицензионные релизы аниме, на которых так и написано : «АНИМЕ «. Компания «MC Entertainment“ подписывает договор с японскими дистрибьюторами и начинает регулярный выпуск фильмов и сериалов на основе японских релизов. Кое — что издают также концерн «Видеосервис „ и компания «CP Digital“ . Разумеется, эти релизы сопровождаются массированной рекламной компанией в молодежной прессе.

В мае 2003 года появляется «Anime Magazine“ — печатная версия соответствующего сетевого издания. Соответственно, это первый в России печатный журнал, полностью посвященный аниме и манге. В том же году выходит первый номер аналогичного журнала «Anime Guide „, который в 2004- м превращается в издание «Anime.

Продолжаются эксперименты с аниме — фестивалями, тусовками и косплей — конкурсами. Благодаря появлению заинтересованных спонсоров российский отаку — мир начинает приобретать цивилизованные очертания.

Посмотрим, что будет дальше. ^_ ^

24.10.2005

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
 
 
 

   
 
     
 


Сайты по Манги и Аниме - мы рекомендуем:



  • Культлайн благодарит - Уроки манги - Без них бы Cultline не обошелся бы: Kurumizawa и Monk - наши друзья...



    Если вы владелец сайта тематики Манга и Аниме, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

    Лучшие сайты об Аниме и Манге

    Показать результаты голосования

    Немного рекламы:


  •  
       
     
     
       
       
    Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
    Формат банера 88x31
    Формат банера 88x31
    Текстовая ссылка:

    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Япония - сообщество любителей японской культуры