ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
 
 

Что же такое всетаки яой и юри?

Манга и Аниме -> Статьи об Аниме и Манге

Статья написана Марией Ивановой

© Мария  Иванова

Яой  — это уникальный, сугубо японский мета — жанр манги и аниме для девушек. Само слово «yaoi „ — сокращение от фразы «Ya ma nashi, o chi nashi, i mi nashi «, то есть — «Ни  кульминации , ни  смысла , ни  развязки «. Изначально это был уничижительный фэнский термин, однако сейчас он приобрел расширительное и почти научное значение.

В общем случае, яой — это манга и аниме, описывающие любовные отношения между юношами или мужчинами. Для того, что понять, почему этот мета — жанр появился и как он исключительно популярен, нужно обратиться к истории японской культуры и манги.

В отличие от христианской европейской культуры, японская культура никогда не считала гомосексуализм чем — то зазорным. Наоборот, некоторые трактаты по бусидо утверждали, что настоящему самураю более пристали отношения с другим самураем, а не с женщинами, близость с которыми может отвлечь воина от строго исполнения своего долга.

К тому же, японская эстетика утверждала, что красивый мужчина — это мужчина «женственный «, привлекательный, культурный, но никак не мускулистый громила. Именно такими были герои классических японских эпических произведений (например, «Повести о Гэндзи «), и именно им стремилась подражать культурная молодежь. Так получилось потому, что эти эпосы создавали не мужчины, как это было в Европе, а женщины, которые придавали любимым героям собственные черты.

После Реставрации Мэйдзи жизнь Японии круто изменилась. Была введена строгая цензура по европейскому образцу. Но сами представления о негреховности гомосексуальных отношений цензурой было не изменить.

Когда благодаря Тэдзуке начался расцвет манги после Второй мировой войны, на арену очень быстро вышли мангаки — женщины, которые не хотели писать так и о том, о чем писали мангаки — мужчины. Их интересовали более «женские «темы — любовные треугольники, драмы, трагедии. Но все та же японская культура была очень строга в отношении роли девушки в любовных отношениях. Она не могла проявлять инициативу, а могла только вяло реагировать на мужские ухаживания. Это не давало простора для фантазии авторов.

В пику культурным ограничениям была разработана концепция «девушки юноши «. Сначала, у того же Тэдзуки или у Икэды  Риёко в «Розе Версаля «[ Berusaiyu no Bara ] (1972-1973) это была девушка, переодевающаяся в юношу. Потом возникло еще более радикальное решение — юноша, ведущий себя в любовных отношениях как девушка. Создателями этого варианта стали Хагио Мото в манге «Сердце Томаса «[ Thomas no Shinzou ] (1972) и Такэмия Кэйко в манге «Песня ветра и деревьев «[ Kaze to Ki no Uta ] (1974).

Важно отметить, что это была именно «женская «манга, которая рисовалась женщинами для девушек. Настоящие японские гомосексуалисты обычно отрицательно относятся к яою. Однако среди японок он пользуется постоянным успехом. В настоящее время яой стал мета — жанром, то есть, он бывает и комедийным, и драматическим, и детективным, и фэнтезийным, и научно — фантастическим.

Вскоре в дополнение к профессиональной манге такого рода появилась и любительская, которую, собственно, изначально и назвали «яой «. Обычно любительский яой — это манга об известных красавцах (персонажах популярных мужских манга — и аниме — сериалов) , вступающих в гомосексуальные отношения. Ее стали называть «яой «, потому что, в отличие от сёнэн — манги, любительская сёдзё — манга реже следовала классическим представлениям о строении литературного произведения (особенно триаде «завязка — кульминация — развязка «), но зато содержала откровенные эротические и порнографические гомосексуальные сцены.

Первым сериалом, по мотивам которого появилось много яойной манги, был ТВ — сериал «Мобильный  воин  ГАНДАМ «[ Kidou Senshi Gundam ] (1979-1980). Некоторые последующие сериалы из эпопеи «ГАНДАМ «создавались с учетом манги такого рода, и юноши — главные герои становились более привлекательными.

Со временем яойные темы стали проникать и в «традиционные «аниме — сериалы на любовные темы. Так, персонажей и сцены такого рода содержат ТВ — сериалы «Таинственная  игра «и «Мальчик мармелад «. Полностью яойного аниме немного, но в последние годы его становится все больше.

Юри

Если мужской гомосексуализм в его яойной версии стал весьма популярной темой манги и аниме, то женский гомосексуализм до сих пор остается в загоне. Конечно, хентайные комиксы и анимация пестрят изображениями девушек, занимающихся сексом, но на то это и хентай, что художники концентрируются

на изображении женской распущенности и сексуальной одержимости, а не подлинных любовных чувств.

Одной из первых подняла эту тему вышеупомянутая Икэда Риёко в манге 1973 года «Уважаемый старший брат …“ [ Onii-sama e… ]. Характерно, что действие сериала развивалось в стенах закрытой частной школы. В таких же учреждениях жили и герои первых яой — проектов, только их школы были мужскими. Манга Икэды была превращена в телесериал только в 1991 году, когда в Японии появились кабельные каналы. Слишком уже серьезной и нестандартной была тема проекта.

Как и в случае с яоем, хотя первые образцы жанра появились в коммерческой манге, название направлению дали додзинси — проекты. После выхода в середине 1980- х книжного и ТВ — сериала «Грязная парочка «[ Dirty Pair ] рынок любительской манги заполнили произведения о любви главных героинь сериала — Кэй и Юри. Действительно, хотя в оригинале обе были строго гетеросексуальны, их тотальное невезение с мужчинами и «неженственные «характеры давали массу поводов для спекуляций. Поскольку это была первая «эпидемия «лесбийских додзинси, нарисованных девушками для девушек, то направление в целом получило название «юри « (yuri ) — в честь одной из главной героинь парочки.

Хотя с тех пор прошло уже почти 20 лет, юри продолжает оставаться преимущественно додзинси — жанром. Приятные исключения — коммерческие проекты «Красавица воин  Сейлор  Мун «и «Юная  революционерка  Утэна «. Характерно, что к созданию их аниме — версий приложил руку один и тот же человек — режиссер Икухара  Кунихико .

Разновидности яоя и юри

По названию первого японского журнала, активно его публиковавшего, коммерческий яой получил второе название — «дзюнэ « (June) . Журнал «June «специализируется на публикации романтического яоя, в котором большую часть повествования занимают выяснения отношений между персонажами и различные приключения, а изображение секса подчинено прочим художественным задачам. Поэтому среди яой — отаку слово «дзюнэ «используется как синоним термина «сёнэн ай « (shounen ai — «юношеская любовь «) и обозначает «романтический яой «.

Лесбийским аналогом сёнэн — ай является, естественно, «сёдзё ай « (shoujo ai — «девичья любовь «). Он так же отличается от юри, как сёнэн — ай — от яоя.

Сравнительно новым течением в додзинси — яое считается «сётакон « (shotakon) . Этот термин происходит от распространенного детского мужского имени «Сётаро «и обозначает яой, одним из персонажей которого является не юноша, а мальчик, не достигший половой зрелости.

Персонажи яоя

Как нетрудно предположить, персонажи яоя делятся на три больших группы — пассивные, активные и меняющие половые роли. Последние встречаются достаточно редко.

Активные персонажи называются «сэмэ « (seme, от semeru — «нападать «). Пассивные персонажи называются «укэ « (uke, от ukeru — «принимать «). В записи имя активного персонажа пишется первым, а имена персонажей разделяются символом «x «. Например : «отношения Хииро x Дуо в додзинси по мотивам ТВ — сериала «Мобильный  ГАНДАМ  Дубль вэ «.

Наиболее поэтичные любительницы яоя используют также слова «тэнси « (tenshi — «ангел «) для обозначения пассивного персонажа и «акума « (akuma — «демон «) для обозначения активного персонажа. Кстати, любовь ангелов и демонов — очень популярный сюжет яоя. Жанр, повествующий о такой любви, называется «тэнси ай « (tenshi ai — «ангельская любовь «).

Инициатором отношений может быть как «укэ «, так и «сэмэ «. Последний вариант встречается чаще, зато первый является каноническим для коммерческого яоя.

При создании додзинси определение того, кто из персонажей будет пассивным, а кто — активным, обычно не основывается на характерах персонажей. Гораздо чаще применяется «Правило  роста «— активным становится высокий персонаж, а пассивным — низкий. В тех случаях, когда очень хочется изобразить высокого персонажа в качестве «укэ «, его «занижают «.

В яой — додзинси нет границ для запретного и невозможного. Постоянно встречаются различные формы садомазохизма и инцеста. Иногда действие переносится в альтернативную реальность.

Как и в классическом коммерческом яое, в додзинси — яое обычно не бывает «счастливого конца «. Отношения между персонажами обычно либо кончаются смертью одного из них, либо трагическим разрывом. Это, с одной стороны, протест против предопределенности хэппи — энда обычной сёдзё — манги, с другой стороны — отражение неоднозначности отношения к однополой любви в японской культуре.

© Мария  Иванова

24.10.2005

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
 
 
 

   
 
     
 


Сайты по Манги и Аниме - мы рекомендуем:



  • Культлайн благодарит - Уроки манги - Без них бы Cultline не обошелся бы: Kurumizawa и Monk - наши друзья...



    Если вы владелец сайта тематики Манга и Аниме, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

    Лучшие сайты об Аниме и Манге

    Показать результаты голосования

    Немного рекламы:


  •  
       
     
     
       
       
    Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
    Формат банера 88x31
    Формат банера 88x31
    Текстовая ссылка:

    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Япония - сообщество любителей японской культуры