Яой это уникальный, сугубо японский мета жанр манги и аниме для девушек. Само слово «yaoi „ сокращение от фразы «Ya ma nashi, o chi nashi, i mi nashi «, то есть «Ни кульминации , ни смысла , ни развязки «. Изначально это был уничижительный фэнский термин, однако сейчас он приобрел расширительное и почти научное значение.
В общем случае, яой это манга и аниме, описывающие любовные отношения между юношами или мужчинами. Для того, что понять, почему этот мета жанр появился и как он исключительно популярен, нужно обратиться к истории японской культуры и манги.
В отличие от христианской европейской культуры, японская культура никогда не считала гомосексуализм чем то зазорным. Наоборот, некоторые трактаты по бусидо утверждали, что настоящему самураю более пристали отношения с другим самураем, а не с женщинами, близость с которыми может отвлечь воина от строго исполнения своего долга.
К тому же, японская эстетика утверждала, что красивый мужчина это мужчина «женственный «, привлекательный, культурный, но никак не мускулистый громила. Именно такими были герои классических японских эпических произведений (например, «Повести о Гэндзи «), и именно им стремилась подражать культурная молодежь. Так получилось потому, что эти эпосы создавали не мужчины, как это было в Европе, а женщины, которые придавали любимым героям собственные черты.
После Реставрации Мэйдзи жизнь Японии круто изменилась. Была введена строгая цензура по европейскому образцу. Но сами представления о негреховности гомосексуальных отношений цензурой было не изменить.
Когда благодаря Тэдзуке начался расцвет манги после Второй мировой войны, на арену очень быстро вышли мангаки женщины, которые не хотели писать так и о том, о чем писали мангаки мужчины. Их интересовали более «женские «темы любовные треугольники, драмы, трагедии. Но все та же японская культура была очень строга в отношении роли девушки в любовных отношениях. Она не могла проявлять инициативу, а могла только вяло реагировать на мужские ухаживания. Это не давало простора для фантазии авторов.
В пику культурным ограничениям была разработана концепция «девушки юноши «. Сначала, у того же Тэдзуки или у Икэды Риёко в «Розе Версаля «[ Berusaiyu no Bara ] (1972-1973) это была девушка, переодевающаяся в юношу. Потом возникло еще более радикальное решение юноша, ведущий себя в любовных отношениях как девушка. Создателями этого варианта стали Хагио Мото в манге «Сердце Томаса «[ Thomas no Shinzou ] (1972) и Такэмия Кэйко в манге «Песня ветра и деревьев «[ Kaze to Ki no Uta ] (1974).
Важно отметить, что это была именно «женская «манга, которая рисовалась женщинами для девушек. Настоящие японские гомосексуалисты обычно отрицательно относятся к яою. Однако среди японок он пользуется постоянным успехом. В настоящее время яой стал мета жанром, то есть, он бывает и комедийным, и драматическим, и детективным, и фэнтезийным, и научно фантастическим.
Вскоре в дополнение к профессиональной манге такого рода появилась и любительская, которую, собственно, изначально и назвали «яой «. Обычно любительский яой это манга об известных красавцах (персонажах популярных мужских манга и аниме сериалов) , вступающих в гомосексуальные отношения. Ее стали называть «яой «, потому что, в отличие от сёнэн манги, любительская сёдзё манга реже следовала классическим представлениям о строении литературного произведения (особенно триаде «завязка кульминация развязка «), но зато содержала откровенные эротические и порнографические гомосексуальные сцены.
Первым сериалом, по мотивам которого появилось много яойной манги, был ТВ сериал «Мобильный воин ГАНДАМ «[ Kidou Senshi Gundam ] (1979-1980). Некоторые последующие сериалы из эпопеи «ГАНДАМ «создавались с учетом манги такого рода, и юноши главные герои становились более привлекательными.
Со временем яойные темы стали проникать и в «традиционные «аниме сериалы на любовные темы. Так, персонажей и сцены такого рода содержат ТВ сериалы «Таинственная игра «и «Мальчик мармелад «. Полностью яойного аниме немного, но в последние годы его становится все больше.
Юри
Если мужской гомосексуализм в его яойной версии стал весьма популярной темой манги и аниме, то женский гомосексуализм до сих пор остается в загоне. Конечно, хентайные комиксы и анимация пестрят изображениями девушек, занимающихся сексом, но на то это и хентай, что художники концентрируются
на изображении женской распущенности и сексуальной одержимости, а не подлинных любовных чувств.
Одной из первых подняла эту тему вышеупомянутая Икэда Риёко в манге 1973 года «Уважаемый старший брат …“ [ Onii-sama e… ]. Характерно, что действие сериала развивалось в стенах закрытой частной школы. В таких же учреждениях жили и герои первых яой проектов, только их школы были мужскими. Манга Икэды была превращена в телесериал только в 1991 году, когда в Японии появились кабельные каналы. Слишком уже серьезной и нестандартной была тема проекта.
Как и в случае с яоем, хотя первые образцы жанра появились в коммерческой манге, название направлению дали додзинси проекты. После выхода в середине 1980- х книжного и ТВ сериала «Грязная парочка «[ Dirty Pair ] рынок любительской манги заполнили произведения о любви главных героинь сериала Кэй и Юри. Действительно, хотя в оригинале обе были строго гетеросексуальны, их тотальное невезение с мужчинами и «неженственные «характеры давали массу поводов для спекуляций. Поскольку это была первая «эпидемия «лесбийских додзинси, нарисованных девушками для девушек, то направление в целом получило название «юри « (yuri ) в честь одной из главной героинь парочки.
Хотя с тех пор прошло уже почти 20 лет, юри продолжает оставаться преимущественно додзинси жанром. Приятные исключения коммерческие проекты «Красавица воин Сейлор Мун «и «Юная революционерка Утэна «. Характерно, что к созданию их аниме версий приложил руку один и тот же человек режиссер Икухара Кунихико .
Разновидности яоя и юри
По названию первого японского журнала, активно его публиковавшего, коммерческий яой получил второе название «дзюнэ « (June) . Журнал «June «специализируется на публикации романтического яоя, в котором большую часть повествования занимают выяснения отношений между персонажами и различные приключения, а изображение секса подчинено прочим художественным задачам. Поэтому среди яой отаку слово «дзюнэ «используется как синоним термина «сёнэн ай « (shounen ai «юношеская любовь «) и обозначает «романтический яой «.
Лесбийским аналогом сёнэн ай является, естественно, «сёдзё ай « (shoujo ai «девичья любовь «). Он так же отличается от юри, как сёнэн ай от яоя.
Сравнительно новым течением в додзинси яое считается «сётакон « (shotakon) . Этот термин происходит от распространенного детского мужского имени «Сётаро «и обозначает яой, одним из персонажей которого является не юноша, а мальчик, не достигший половой зрелости.
Персонажи яоя
Как нетрудно предположить, персонажи яоя делятся на три больших группы пассивные, активные и меняющие половые роли. Последние встречаются достаточно редко.
Активные персонажи называются «сэмэ « (seme, от semeru «нападать «). Пассивные персонажи называются «укэ « (uke, от ukeru «принимать «). В записи имя активного персонажа пишется первым, а имена персонажей разделяются символом «x «. Например : «отношения Хииро x Дуо в додзинси по мотивам ТВ сериала «Мобильный ГАНДАМ Дубль вэ «.
Наиболее поэтичные любительницы яоя используют также слова «тэнси « (tenshi «ангел «) для обозначения пассивного персонажа и «акума « (akuma «демон «) для обозначения активного персонажа. Кстати, любовь ангелов и демонов очень популярный сюжет яоя. Жанр, повествующий о такой любви, называется «тэнси ай « (tenshi ai «ангельская любовь «).
Инициатором отношений может быть как «укэ «, так и «сэмэ «. Последний вариант встречается чаще, зато первый является каноническим для коммерческого яоя.
При создании додзинси определение того, кто из персонажей будет пассивным, а кто активным, обычно не основывается на характерах персонажей. Гораздо чаще применяется «Правило роста « активным становится высокий персонаж, а пассивным низкий. В тех случаях, когда очень хочется изобразить высокого персонажа в качестве «укэ «, его «занижают «.
В яой додзинси нет границ для запретного и невозможного. Постоянно встречаются различные формы садомазохизма и инцеста. Иногда действие переносится в альтернативную реальность.
Как и в классическом коммерческом яое, в додзинси яое обычно не бывает «счастливого конца «. Отношения между персонажами обычно либо кончаются смертью одного из них, либо трагическим разрывом. Это, с одной стороны, протест против предопределенности хэппи энда обычной сёдзё манги, с другой стороны отражение неоднозначности отношения к однополой любви в японской культуре.
© Мария Иванова
|