ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
 
 
 

Тип 97, он же "Чи-Ха" - средний танк Имперских Сухопутных Сил Японии.

Япония в Великой Войне -> Вооружение Японии

Сегодняшний рассказ - о самом знаменитом японском танке Второй Мировой Войны. Самом знаменитом, и самом массовом в производстве.

Тип 97, он же "Чи-Ха" - средний танк Имперских Сухопутных Сил Японии.



"Чи-Ха" был одним из первых японских танков, разработанных группой инженеров Томио Хары. Собственно, эта машина была модификацией двух первых танков, принятых на вооружение - легких "тип 89 Чи-Ро" и "тип 95 Ха-Го". Учитывая первый опыт в танкостроении, со всеми его успехами и неудачами, японские инженеры принялись одновременно за разработку двух последующих моделей. Одна из них получила название "Чи-Ха", он же "средний третий", вторая - "Чи-Ни", он же "средний четвертый".


Причиной для одновременной разработки двух машин, являлось следующее: японская сухопутная армия разделилась тогда в отношении танков на два лагеря. Один - во главе с министерством обороны, генеральным штабом сухопутных сил и арсеналом Осаки. Они считали более целесообразным построить как можно быстрее и как можно больше легких танков, более простых и дешевых в производстве. Второй лагерь - арсенал города Сагами, многочисленные военные эксперты и офицеры с фронта. Они считали более лучшим построить меньшее количество танков, но более совершенных - полноценных
средних танков с хорошей броней, маневренностью и вооружением. Обе стороны так и не пришли к взаимному соглашению, поэтому инженерам был отдан приказ на разработку двух вариантов танка, которые бы устроили обе стороны. "Чи-ха" должен был отвечать запросам арсенала Сагами - то есть быть хорошо защищенным средним танком, а "Чи-Ни" - требованиям генерального штаба, и быть более легкой и дешевой машиной.

"Чи-Ха" отличался от своих предшественников большей маневренностью и "Чи-Ни" большей подвижностью, а также чуть большим экипажем - в четыре человека. Схема ходовой части была для него подобрана не сразу. Первые проекты предполагали по восемь опорных катков (сплошных сдвоенных и одинарных спицованных) и по четыре поддерживающих ролика на борт. Одинарные сплошные катки блокировались по два в шахматном порядке и подвешивались на коленчатых рыгачах, а сдвоенные крепились на таких же рычагах индивидуально. Упругими элементами служили три наклонно установленные винтовые цилиндрические пружины, упиравшиеся в верхние концы коленчатых рычагов.



Следующий вариант подвески включал три поддерживающих ролика и шесть сдвоенных спицованных опорных катков на борт, сблокированных по два в три балансирные тележки. Каждая такая тележка поддерживалась рессорой "по схеме Хара" - горизонтальной винтовой пружиной.

Для прототипа, представленного на окончательные испытания и демонстрацию, была же выбрана смешанная схема подвески, включающая в себя черты описанных выше ходовых частей. Кроме того, в работе над прототипом менялись форма рубки механика-водителя, командирской башенки, надгусеничных полок, установка сигнальных приборов.

Говорят, что в вооружении и конструкции обоих прототипов можно, проследить влияние немецких инженеров - на раннем этапе "китайского конфликта" японцам удалось захватить немецкий "Panzerkampfwagen I". Само собой, такая ценная находка была разобрана до винтика, и полностью обследована. К слову сказать, что гордые немцы, а также с раздутым самомнением американцы, считают что только благодаря этому японцам удалось сделать такой рывок в машино- и танкостроении. Что, безусловно, далеко от истины.



Еще до захвата немецкого танка, японцы уже самостоятельно разработали вполне неплохие, собственные бронемашины, которые если и уступали своим европейским собратьям, то ненамного. А в тот момент, когда "Чи-Ха" был отправлен в производство, он и без немецкого влияния отличался многими успешными инженерно-техническими решениями. Для сравнения, "тип 97 Чи-Ха" 1937 года делал немецкий "Panzerkampfwagen II" по многим показателям.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в ходе Войны японское правительство купило у своих союзников-немцев поздние модификации танков "Тигр" и "Пантера", как и всю техническую документацию к нему, а также полное право использовать разработки немецких инженеров с своих целях. Что японцы и сделали. Немецкие инженерные решения были внедрены, но в более поздних моделях японских бронемашин - в частности в танках "Тип 4 Чи-То" и "Тип 5 Чи-Ри".



В 1936-1937 годах было выпущено по два опытных образца танков "Чи-Ха" и "Чи-Ни". Поскольку японский генеральный штаб сухопутных войск предпочел танки меньшей массы и более дешевые в производстве, главным претендентом для принятия на вооружение считался "Чи-Ни". Однако, в ходе большой войны с Китаем, выбор пал на более защищенный "Чи-Ха". Он и был принят на вооружение под обозначением "тип 97".

После успешных испытаний, проведенных в июне 1937 года на полигоне танкового училища в Чибе, началось массовое производство обеих машин, а субподрядчиками выступали компании "Хитачи", "Нихон сейкусё" и арсенал города Сагами - "Сагами Рикугун Сохейсё". Причем "Нихон Сейкусё" (токийское отделение "Мицубиси") брала на себя ответственность за поставку "Чи-Ха", а "Сагами" - за танк "Чи-Ни".

Одновременно с линейными "Чи-Ха" была принята на вооружение и его модификация "Си-Ки" - специальная командирская модель. Она отличалась более совершенными навигационными приборами и радиостанциями, увеличенной башней без пушечной установки и с дополнительным люком, измененной командирской башенкой и большой поручневой антенной.

Забегая вперед, скажем, что для компенсации в вооружении модели "Си-Ки", вместо снятой пушки 57-мм и лобового пулемета, устанавливалась 37-мм пушка в рамке. Соотвественно изменилась и лобовая часть танка. На некоторых образцах "Си-Ки" таким же образом устанавливали и 57-мм орудие. Позже, в последующих модификациях, танку "Си-Ки" пушечную установку все-же вернули.




Но вернемся к нашему "среднему третьему".

С 1934 года японцы начали ставить на свои бронемашины первые отечественные дизели, что делает японцам большую честь:) Большинство европейских машиностроительных гигантов предпочитали оснащать бронемашины бензиновыми двигателями с водяным охлаждением, которые значительно уступали дизелям. Стоит заметить, что по первому опыту Войны обнаружилось, что "бензиновые танки", в силу своей конструкции, горели как спички и потребляли больше топлива. Также японские инженеры пришли к выводу, что дизели с воздушным охлаждением куда более эффективны, в том числе и потому, что в условиях военных действий доступ к воде есть далеко не всегда.

Следует отметить, что двигатель для "среднего третьего" тоже был выбран не сразу. Специально для этого танка было разработано два варианта - один от "Мицубиси" с мощностью 170 лошадей, а второй, менее мощный, от "Игекаи". Но, в конечном счете, после ряда испытаний, "Чи-Ха" получил 12-ти циллиндровый дизельный двигатель "Мицубиси" с воздушным охлаждением, мощностью в 170 лошадиных сил (125 кВт).

В качестве вооружения, оба прототипа получили короткоствольные 57мм башенные орудия, точно такие же, что стояли у их предшественника. К слову сказать, главный разработчик, Томио Хара, пытался оспорить это решение. Он собирался оснастить обе новые модели новым, более мощным и дальнобойным орудием, которое могло бы быть настоящим спасением в случае танковых сражений. Генеральный Штаб же отверг все его доводы - японцы не собирались разрабатывать тяжелые бронемашины с мощными пушками для танковых баталий, потому как использовали их исключительно для прикрытия пехоты. А для этого уже существующего орудия было вполне достаточно.



Стоит заметить, что правота Томио Хары вскорости была доказана на деле, печальным для японцев образом. Во время номонханского инцидента, когда японские сухопутные части столкнулись с советскими войсками, обнаружилось, что советские танки с их 45мм орудиями превосходили японские бронемашины. Чем это для японцев закончилось, нам известно:)

После этого инцидента, в 1939 году японцы взялись за разработку новых танковых орудий, которые были закончены только к 1941. Ими стали 47мм пушки, которые несмотря на меньший калибр превосходили 57мм орудия по мощности за счет более длинного ствола.

Стоит также отметить, что японцы, за все время войны, постоянно учитывали любой опыт военных действий, и непрерывно совершенствовали свои вооружения. Например, в начале своего вторжения на Филиппины, японцы впервые столкнулись с американскими танками "М3". В ходе боев опять же подтвердилась недостаточная дальнобойность и мощь башенных орудий "Чи-Ха". "М3" имел достаточно толстую лобовую броню, и только три прямых попадания из шести с расстояния в километр пробивали американский танк. С расстояния в 800 метров, шесть из девяти лобовых попаданий оказывались для американца фатальными. После этого, с 1942 года, "Чи-Ха" получил новое орудие - "противотанковую пушку калибра 47мм Тип 1" с более длинным стволом, более высокой мощностью и скорострельностью. Эта модификация танка получила название "Синхото Чи-Ха". Считается, кстати, что "Синхото Чи-Ха" был лучшим японским танком за всю историю Войны.

Производство:
Как уже было сказано, основными подрядчиками по производству "Чи-Ха" выступали заводы "Мицубиси", "Хитачи" и "Сагами Рикугун Сохейсё". Вместе с модификацией - "Синхото Чи-Ха" - в период с 1938 по 1943 этими заводами было построено 2123 танка.

Производство танков "тип 97 Чи-Ха" по годам
1938: 25
1939: 202
1940: 315
1941: 507
1942: 531
1943: 543

В 1943 году, на пике производства, было решено прекратить выпуск танков этой серии. К тому году японцы разработали более совершенные во многом машины "Тип 1" и "Тип 4", и предпочтение было отдано им.

История серии:
"Чи-Ха", как уже было сказано, до 1943 года оставался главной наступательной бронемашиной японских сухопутных войск. Его история изобилует как неудачами, так и блестящими результатами.

Например, во время Номонханского Инцидента с Советским Союзом в июле 1939 года японцы потерпели сокрушительное поражение. Однако, причина поражения японских войск была вовсе не в недостатках танка "Чи-Ха". Или, скажем, не только в них.

Третий танковый полк Ясуока своевременно получил тогда новые танки "тип 97" на замену устаревших "тип 89". Однако, командир полка перед началом наступления заменил только пять машин, включая собственный, командирский танк. Что послужило причиной? Командир полка, полковник Йошимару, решил начать боевые действия, имея в своем распоряжении пусть и старые, но проверенные машины, от которых можно было знать, что ожидать. Судьба наказала его за недоверие к новым танкам - во время боевых действий командирская машина получила лобовое попадание, и стала его могилой. Однако, во время Номонхана японцы получили ценный опыт - генеральный штаб и министерство обороны получили веские доказательства тому, что японские танки совершенно не годятся для лобовых танковых сражений. К чести японцев, стоит отметить, что они всегда умели признавать свои ошибки и извлекать из них выводы.

А вот во время японского вторжения в британскую Малайзию, "Чи-Ха" показал себя с лучшей стороны благодаря своей маневренности и легкости в условиях труднопроходимого ландшафта и тяжелых климатических условий. Первый и Шестой танковые полки добились блестящей победы над британцами - что подняло боевой дух солдат и укрепило веру в свои бронемашины.

Ну, о крупных сражениях, как и о модификациях танка "Чи-Ха", я детально расскажу в других постах:)

Технические характеристики:



Экипаж: 4 человека
Длина: 5.50 м
Ширина: 2.34 м
Высота: 2.38 м
Масса: 15.8 тонн

Вооружение и броня:
Толщина брони: 33 мм
Орудие: 57 мм Тип 97
Допольнительное вооружение: два пулемета 7.7 мм "Тип 97"

Ходовая часть:
Двигатель: Дизельный двигатель "Мицубиси тип 97" объемом 21.7 литра с воздушным охлаждением
Мощность: 170 лошадиных сил
Скорость: 38 км/ч
Запас хода: 210 км



Камуфляж:


танк "синхото чи-ха" десантного отряда



 


танк "синхото чи-ха", седьмой танковый полк, вторая дивизия. 1945 год.



 


танк "чи-ха", первый танковый полк. 1941 год.



 


танк "чи-ха", девятый танковый полк. 1944 год.



 


танк "синхото чи-ха", девятый танковый полк. 1944 год. Белая пунктирная линия на башне показывает принадлежность машины к штабной роте, а звезда показывает, что это - танк командира полка



Источники:
Танки Японии во Второй Мировой Войне - Киров, 2000
Japanese Tanks till 1945 - Tokyo, 1992
Вооруженные Силы Японии - Издательство "Наука", Москва, 1985
Бронетанковая Техника - Издательство "Гончаръ", Москва, 1994
Средний Танк "Чи-Ха" - Моделист-Конструктор 05-1998
Japonska Bron Pancerna - AJ-Press, Gdansk, 1995

2004 © Барон фон Радлов

23.12.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:
 
 
 


История Японии и ее эпохи

О Японии || История Японии и ее эпохи

    22.10.2005 00:04:46
    Доисторическая Япония как она есть ( просмотров - 5258 )
    Японцы всегда интересовались собственными древностями. Подтверждением этому может служить обилие исторических сочинений, появлявшихся в Японии по крайней мере с VIII в. Этот интерес достаточно рано проявился и по отношению к артефактам, представлявших собой предмет коллекционирования.
    22.10.2005 11:42:29
    Яёй - Бронзово-железный век Японии ( просмотров - 1918 )
    В 1884 г. в районе Токио под названием Яёй-мати был найден сосуд, который позже был идентифицирован, как принадлежащий эпохе, пришедшей на смену Дзёмон. Приблизительно с 1896 г. понятие «керамика типа Яёй» прочно вошло в научный оборот.

    Архив "О Японии"


   


 
     
 
Лучшие ресурсы о Японии:



  • Если вы владелец сайта Японской тематики, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

    Новости: Япония сегодня

    Япония и ее новости -> Новости: Япония сегодня

      04.10.2007 09:07:43
      В Москве выступит исполнительницы на инструменте КОТО – САКАКИ КИМИЕ
      Сложившийся за эти годы свой собственный стиль игры САКАКИ сан передает пятью словами: «Снег», «Луна», «Цветок»
      01.07.2007 17:55:21
      Фестиваль в Токио. Япония утонола в реке из фейерерка
      В городе Токио прошел один из  самых грандиозный фестиваль фейерверков за весь год…
      28.05.2007 17:42:29
      Технические проблемы заставили «Japan's All Nippon Airways Co» отменить сотни рейсов.
      Вторая по крупности авиакомпания Японии была вынуждена отменить 122 внутренних рейса из-за аппаратного сбоя в компьютере, что затронуло 19,500 человек
      16.05.2007 09:10:52
      Служащие компаний 20-ти летнего возраста испытывают наибольшую усталость.
      Как высказались исследователи : «казалось бы сотрудники 20 летнего возраста должны меньше уставать, однако, как показало исследование они чувствуют значительную усталость из-за  того что их больше эксплуатируют».
      03.05.2007 13:12:16
      JAL потеряли 16 миллиардов йен за прошлый финансовый год
      Причиной такой огромной графы расходов второй год подряд является решение компании не учитывать суммы, взимаемые в качестве налога на прибыль, ныне они составили 45 миллиардов йен



      Вечный двигатель...

    •  
         
       
       
         
         
      Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
      Формат банера 88x31
      Формат банера 88x31
      Текстовая ссылка:

      Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
      Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
      Япония - сообщество любителей японской культуры