ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
 
 
 

История бронетанковой техники Японии

Япония в Великой Войне -> Вооружение Японии



Преамбула.

25 ноября 1936 года императорская Япония и гитлеровская Германия подписали "антикоминтерновский пакт". Год спустя, в 1937 году, к соглашению присоединилась фашистская Италия. Коалиция оси "Берлин-Рим-Токио" приступила к разделу сфер влияния. Япония, давно мечтавшая о власти над "Великой Восточной Азией", и уже успевшая к этому времени захватить Манчжурию, оказалась наиболее готовой из своих союзниц к широкомасштабным военным действиям. В 1937 году Япония начала вторжение к Китай. И не случайно именно в этом году в стране восходящего солнца был создан первый танк, которому прочили роль основного ударного средства японских сухопутных войск.


Япония вовсе не была такой уж "безтанковой", как считают многие. На самом деле, японские бронетанковые войска имели большой спектр различных бронемашин - танков, танкеток, и прочая. Также многие считают японские бронемашины "несерьезными", намного уступающими немецким или советским танкам. Тут следует отметить, что именно Япония в самом начале войны намного более совершенные машины, как по огневой мощи, так и по ходовой части, а также имела намного больший парк бронетехники. Многие исследователи совершают ошибку, сравнивая технические данные самых знаменитых танков - японского "Чи-Ха", немецких "Тигров" и советских "Т-34". Конечно, первые японские танки значительно уступали им - но в этом нет ничего удивительного. Во-первых, это были одни из самых первых танков, причем разработанные с нуля. Во-вторых, следует отметить тот факт, что японские танки изначально проектировались под тяжелый климат юго-восточной Азии и труднопроходимый ландшафт, для которых намного больше ценилась та же маневренность.

История создания первых машин.

Как уже было сказано, при создании танков, японцы больше ориентировались на природные и климатические условия. За исключением Манчжурии и части районов Китая, японская армия шла по джунглям и болотам, где тяжелые танки с толстой броней и сверхмощными орудиями были бы просто помехой. Также японцы довольно тщательно просчитывали расходы на производство - одной из причин, побудивших Японию начать захват соседей, была жесткая нехватка ресурсов.


На мой личный взгляд, Японии удалось создать для своих целей танк очень близкий к идеальному. Дешевые в производстве, маневренные, легкие, даже несмотря на тонкую бронезащиту, японские танки зарекомендовали себя отличными боевыми машинами.

В 1925 году генеральный штаб сухопутных сил выпустил приказ о создании бронетанковых войск. Тогда планировалось сформировать пять легких танковых батальонов, и один батальон тяжелых танков. Однако, проблема была в том, что на те дни во всей Японии было только 16 танков, полученных от британцев.

Тогда японцы отправили своих представителей в Европу с задачей подписать контракты на поставку современных танков с любой страной, какой получится. После довольно долгих и трудных переговоров с представителями различных европейских стран, японцам удалось подписать контракт только с французами на поставку уже устаревших к тому времени танков "Рено FT-17". В 1927 году Японии удалось заключить соглашение с Францией на поставку и более совершенных танков - "Рено NC-1". Что примечательно, несмотря на собственные разработки, японцы использовали француские танки в боевых действиях вплоть до 1940 года. "Рено FT-17" получил японское название "Ko-Gata Sensha", а "Рено NC-1" - "Otsu-Gata Sensha". Часть "Оцу" позднее даже оснастили японскими дизельными двигателями.


Примечательно, что подобная политика вызвала бурю недовольства среди японских инженеров. Стоит отметить, что в те, предвоенные, годы все больше и больше набирали обороты националистические настроения, и инженеры "Мицубиси", "Хитачи", и многих других компаний вполне справедливо считали, что японские бронетанковые войска должны быть укомплектованы своими же, отечественными машинами. Тем более, что в будущем было бы очень важно производить оборудование и танки самим, а не зависеть от поставок из Европы.

Позже, генерал Судзуки, начальник инженерно-технического отдела японской армии, выразил протест министерству обороны против закупки бронетехники в Европе, и добился-таки расторжения контрактов, с таким трудом выбитых у французов.

Собственно, самые первые разработки танков в Японии, начались в июне 1925 года. Четыре инженера из инженерно-технического отдела японской армии, на свой страх и риск, под личную отвественность принялись за разработку первого японского танка. Одним из них был офицер Томио Хара. Позже он станет генералом армии и начальником всех конструкторских бюро по проектированию и разработке бронетехники. А пока что он, как и его три товарища, работали день и ночь. Самая тяжелая часть их работы заключалась в том, что никто в Японии до них не занимался проектированием бронетехники, учиться им было не у кого. Готовых или полу-готовых разработок, которые можно было взять за основу, тоже попросту не существовало. Так что эти четыре молодых человека разработали первый танк своей страны действительно с нуля. Они сами чертили и проектировали все мельчайшие детали и узлы, каждую заклепку и каждый болт.

Тот же майор Томио Хара лично разработал тип подвески танков, названной его именем, и которая использовалась как стандарт во многих последующих моделях японской бронетехники.

В мая 1926 года, разработка первого танка была закончена, и отправлена в Арсенал города Осаки для сборки первых опытных экземпляров. Также стоит отметить, что в те дни ни один завод Японии не мог похвастаться высоким техническим оснащением или опытностью персонала. Что уж говорить о сборке собственных танков, если до этого для Японии было довольно серьезной проблемой построить собственный первый грузовик. Так что Арсенал Осаки без преувеличения совершил прорыв в области японского машино- и танкостроения. Инженеры сталкивались с множеством проблем, которые приходилось решать в кратчайшие сроки.

И вот, в феврале 1927 года, Арсенал Осаки - "Осака Рикугун Сохейсё" - полностью закончил первый образец, уложившись в установленные сроки. 21 июня того же года, по требованию генералов армии и генерального штаба, была устроена демонстрация первого отечественного танка войскам. Под неистовые аплодисменты солдат всех званий, от рядовых до генералов, первый японский танк, грохоча гусеницами, гордо полз по полигону. Позже, генерал Судзуки отметил, что танк сорвал такие овации только потому, что каждый боялся неудачи, всех обуревали сомнения по поводу собственного танкостроения. Доходило до того, что скептики из министерства обороны утверждали, что первая модель не сможет даже сдвинуться с места.


На следующий день, первый танк развеял все опасения и посрамил всех скептиков. Так прошел все испытания, как по маневренности и ходу, так и по стрельбам. Танк успешно преодолевал все препятствия, включая глубокие противотанковые рвы. Кстати сказать, закупаемый ранее у французов "Рено FT17" был на это слабо способен.

В общем, успех был потрясающий. Четыре инженера доказали министерству обороны, техническому отделу генерального штаба, да и просто каждому простому японцу - мы ничем не хуже европейцев, мы в состоянии сами разрабатывать и строить бронетехнику, и не боимся трудностей. Сердца многих японцев тогда на самом деле наполнились гордостью за свою страну и за своих инженеров.

Многие исследователи и военные историки утверждают, что японцы, несмотря на успехи своих бронетанковых войск в Китае, совершили роковую ошибку - никогда японские сухопутные силы не использовали танки "во всю силу", в качестве самостоятельных танковых армий, как это делали немцы, или русские. Японцы, за редкими исключениями, использовали свои танки как средство прикрытия пехоты, используя тактику французов, показавшую на западном фронте в Европе свою полную несостоятельность.


Однако, на мой личный взгляд, не все так просто и однозначно. Давайте задумаемся - где, кроме как в ходе войны в Китае, японцы могли бы использовать самостоятельные танковые соединения? Нигде. На тихоокеанском театре боевых действий не было тех лесостепей России и восточной Европы, где использование танковых армий было действительно лучшим решением. У Японии были другие климатические условия, другой ландшафт, а значит и другая тактика, другие цели. Глупо утверждать, что японские бронетанковые войска не являли собой такую грозную силу, как могли бы, только потому, что японцы не пускали вперед свой "бронированный кулак", как это делали гитлеровские войска, а Япония не знала таких танковых сражений, как знаменитый бой под Прохоровкой.

Итак, в 1927 году арсенал "Осака Рикугун Сохейсё" в Осаке построил первый двухбашенный танк, который в то время получил просто номер - "первый". В этом же году был создан второй прототип - танк с одной башней - "номер второй". Позже этот танк вошел в серию и получил "название" - "тип 87".

В 1929 году, на основе британского танка "Виккерс Mk C" и японского "тип 87", был разработан танк "тип 89", ставший первым серийным танком и основной машиной бронетанковых войск до конца тридцатых годов. Стоит заметить, что к моменту принятия на вооружение, "тип 89" оказался уже устаревшей конструкцией, с недостаточным для полноценного среднего танка бронезащитой и маневренностью.

Во второй половине тридцатых годов, учтя опыт боевых действий на материке в сложных климатических условиях, в Японии пересмотрели требования к средним танкам. В 1936 году были сформулированы окончательные тактико-технические требования, и начались разработки новых машин, с более надежной броней и более высокой маневренностью. Новый танк, при меньших размерах, чем "тип 89", должен был нести тот же самый комплекс вооружения, обладать более высокой скоростью и запасом хода. В соответствии с этим были разработаны два прототипа - 15-тонный танк "Чи-Ха" производства "Мицубиси", и почти десятитонный "Чи-Ни" производства арсенала Осаки.

Общие цифры.
В 20е-30е годы японцы разработали самостоятельно 16 образцов танков. В серийное производство поступили только семь из них. Производством бронетехники занимался тогда ряд фирм: "Токио Гасу Дэнки", "Исикавадзима Дзидоша Сейсакусио", "Мицубиси", "Кобэ Сейкосё", "Ниигата Теккосё", а также арсеналы городов Осака, Сагами, Кокура.

Поначалу производство танков развивалось очень медленно - в период с 1931 по 1935 год японская армия получила всего лишь 574 танка. Боевые действия в Манчжурии, например, Япония начала имея лишь 400 боевых машин. В перод с 1931 по 1938 годы, японцы построили более 1700 танков, и имели к 1937 году обладали 8 бронетанковыми полками. К 1939 году было изготовлено 2020 танков, в войсках на тот год имелось лишь 720 танков. Для сравнения - к июню 1941 года Германия располагала 5639 танками, СССР к тому же времени имел 22600 танков.

Производство танков в Японии можно проследить по годам:
1939 - 462 танка,
1940 - 1023 танка,
1941 - 1024 танка,
1942 - 1191 танк.

Несмотря на такой "размах", эти цифры сделали тогда Японию четвертым по счету крупнейшим производителем танков в мире, причем пик продукции танков в Японии пришелся только на 1942 год. Германия, для сравнения, в том же 1942 году произвела 6200 танков, а в СССР - 24446!

Так что танковый парк японской армии всегда был немногочисленным - к концу 1943 года он составлял чуть больше, чем 2000 машин. Самое крупное воинское объединение - Квантунская Армия, насчитывающая миллион военнослужащих, имела в своем распоряжении около 600 танков. К августу 1945 эта группировка располагала 1150 танками. Следует отметить, что генеральный штаб сухопутных сил считал достаточным при численности армии в два миллиона человек иметь до 2150 легких и 3855 средних танков.

Понятно, что танкостроение не являлось приоритетным, отсюда и такие цифры. Вследствие своего географического расположения и театра военных действий, Япония намного больше инвестировала в судо- и авиастроение, в средства ПВО. Также это объяснялось вечной нехваткой ресурсов. Именно поэтому, Японии было намного важнее иметь "лишнюю" авианесущую группировку в океане, нежели чем танки в непролазных джунглях, где вполне справлялись и пехотинцы с десантниками при поддержке палубной артиллерии кораблей с моря. Кстати сказать, Япония проиграла войну только потому, что до этого проиграла "войну за ресурсы". Так, например, программа "Черезвычайных мер, необходимых для достижения победы", приоритет в производстве вооружений отдавала авиационной промышленности.

Источники:
2004 © Барон фон Радлов
Armor of the Pacific War - Delta Publishing, Tokyo, 1994.
Japanese Tanks till 1945 - Tokyo, 1992
Вооруженные Силы Японии - Издательство "Наука", Москва, 1985
Бронетанковая Техника - Издательство "Гончаръ", Москва, 1994
Средний Танк "Чи-Ха" - Моделист-Конструктор 05-1998
Бронетанковая Техника Японии 1941-1945 - Моделист-Конструктор 03-1995

15.12.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:
 
 
 


История Японии и ее эпохи

О Японии || История Японии и ее эпохи

    22.10.2005 00:04:46
    Доисторическая Япония как она есть ( просмотров - 5258 )
    Японцы всегда интересовались собственными древностями. Подтверждением этому может служить обилие исторических сочинений, появлявшихся в Японии по крайней мере с VIII в. Этот интерес достаточно рано проявился и по отношению к артефактам, представлявших собой предмет коллекционирования.
    22.10.2005 11:42:29
    Яёй - Бронзово-железный век Японии ( просмотров - 1918 )
    В 1884 г. в районе Токио под названием Яёй-мати был найден сосуд, который позже был идентифицирован, как принадлежащий эпохе, пришедшей на смену Дзёмон. Приблизительно с 1896 г. понятие «керамика типа Яёй» прочно вошло в научный оборот.

    Архив "О Японии"


   


 
     
 
Лучшие ресурсы о Японии:



  • Если вы владелец сайта Японской тематики, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

    Новости: Япония сегодня

    Япония и ее новости -> Новости: Япония сегодня

      04.10.2007 09:07:43
      В Москве выступит исполнительницы на инструменте КОТО – САКАКИ КИМИЕ
      Сложившийся за эти годы свой собственный стиль игры САКАКИ сан передает пятью словами: «Снег», «Луна», «Цветок»
      01.07.2007 17:55:21
      Фестиваль в Токио. Япония утонола в реке из фейерерка
      В городе Токио прошел один из  самых грандиозный фестиваль фейерверков за весь год…
      28.05.2007 17:42:29
      Технические проблемы заставили «Japan's All Nippon Airways Co» отменить сотни рейсов.
      Вторая по крупности авиакомпания Японии была вынуждена отменить 122 внутренних рейса из-за аппаратного сбоя в компьютере, что затронуло 19,500 человек
      16.05.2007 09:10:52
      Служащие компаний 20-ти летнего возраста испытывают наибольшую усталость.
      Как высказались исследователи : «казалось бы сотрудники 20 летнего возраста должны меньше уставать, однако, как показало исследование они чувствуют значительную усталость из-за  того что их больше эксплуатируют».
      03.05.2007 13:12:16
      JAL потеряли 16 миллиардов йен за прошлый финансовый год
      Причиной такой огромной графы расходов второй год подряд является решение компании не учитывать суммы, взимаемые в качестве налога на прибыль, ныне они составили 45 миллиардов йен



      Вечный двигатель...

    •  
         
       
       
         
         
      Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
      Формат банера 88x31
      Формат банера 88x31
      Текстовая ссылка:

      Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
      Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
      Япония - сообщество любителей японской культуры