ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
 
 
 

Флотоводцы Исороку Ямамото

Япония в Великой Войне -> Японские военачальники - краткие биографии и послужные списки.


Бесспорно, один из величайших и талантливейших флотоводцев в истории, адмирал Императорского Японского Флота (Nihon Kaigun) Исороку Такано Ямамото. Известен, в основном, благодаря планированию удара по американской базе Перл-Харбор, и крупнейшему морскому сражению Второй Мировой войны при атолле Мидуэй.

адмирал Исороку Ямамото


Родился Исороку Такано 4 августа 1884 года в городе Нагаока префектуры Ниигата. Отцом его был Такано Садаеси (Takano Sadayoshi) - самурай низкого ранга клана Нагаока. Имя "Исороку" - древнеяпонский символ, обозначающий число "56" - пятьдесят шесть лет было самураю Такано Садаеси, когда маленький Исороку появился на свет.

Своей фамилией - Ямамото - под которой он и стал известен, он обязан своим приемным родителям, усыновившим его после смерти отца. в 1904 году Исороку Ямамото окончил с отличием Академию Военно-Морского Флота, и отправился на фронт русско-японской войны. В 1905 году на одном из тяжелых крейсеров японского флота участвовал в сражении в Цусимском проливе, где и получил первые ранения.

После русско-японской войны, в 1919 году молодой капитан Ямамото был отправлен на учебу в гарвардский университет, где проучился до 1921 года, изучая английский язык и историю США. По окончанию учебы он вернулся на родину, где принял непосредственное участие в создании новой, современной полевой и, частично, морской авиации. К 1925 году, он уже занимал ряд важнейших должностей в японской авиации.

Исороку Ямамото

В 1926 году, уже как старший офицер Флота, он вернулся в США более чем на два года, в этот раз в качестве атташе военно-морского флота в составе японской дипломатической миссии в Вашингтоне. В этой роли он вплотную познакомился с устройством ВМС США, и охарактеризовал американских флотских офицеров как "сборище игроков в бридж и гольф". В общем, за все проведенное время в США, Исороку Ямамото до тонкостей изучил возможности армии США, тактику, стратегию, техническое оснащение, что очень пригодилось впоследствии во время Великой Азиатской Войны.

В 1930 году Исороку Ямамото получил чин контр-адмирала и представлял на конференции в Лондоне японский Императорский Флот. В то время, до середины тридцатых годов, Ямамото занимал серьезную роль в штабе военно-морской авиации и принимал главнейшее участие в разработке и развитии новейшей военной тактики - тактики авианесущих группировок.

В 1933 году Исороку Ямамото вернулся во Флот как командир авианесущей группировки, однако уже в декабре 1936 года получил повышение до вице-адмирала Флота и был отозван в Токио. В этом качестве он продолжал дорабатывать тактику авианесущих группировок, и претворял в жизнь идею о том, что именно они должны занять главенствующее место во флоте вместо технических уродов - суперлинкоров. Однако, благодаря тому, что многие адмиралы в то время служили именно на линкорах, такая идея с трудом находила понимание. Ямамото убеждал Верховное Командование Объединенного Флота в том, что с технически развитой палубной авиацией суперлинкоры сродни самурайским мечам - мощному оружию прошлого, бесполезному в настоящем. Возможности маневренной палубной авиации в уничтожении линкоров он сравнивал с муравьиной стаей, которая способна сожрать змею без остатка.

Именно благодаря разработкам Ямамото, авианесущие группировки Японского Флота были технически оснащены по последнему слову и превращены в мощный кулак. Только благодаря Ямамото, впервые в мире, палубная авиация, всегда стоящая ниже авиации наземного базирования, получила сильное техническое и тактическое развитие, и превратилась в грозное оружие - в основу ударной мощи военно-морских сил. Только жесткие запросы Ямамото привели к изобретению ряда гениальных решений в военной промышленности. Благодаря требованиям Ямамото были изобретены японскими учеными и инженерами великолепнейшие истребители "Zero", более мощные и эффективные авиационные торпеды, и многое другое.

В то же время Ямамото категорически возражал против строительства суперлинкоров класса «Ямато». Он стремился с цифрами на руках доказать оппонентам, что если направить средства, выделенные для "Ямато" и "Мусаси", на строительство авианосцев и формирования авиационных групп для них, то ударная мощь Японии возрастет гораздо больше. Исходя из такого понимания основных факторов победы в грядущей битве за господство в Тихом океане, Ямамото делал все, чтобы оттянуть начало конфликта до абсолютной готовности к войне Японии. Так, он активно выступал против подписания Тройственного пакта с Германией и Италией. Также Ямамото подвергал резкой критике идею вторжения в Манчжурию и планы Сухопутных Сил завоевать Индию и соединиться впоследствии с Германской Армией для удара по СССР.

После того, как он лично извинялся перед послом США, когда японские самолеты потопили американскую сторожевую лодку на реке Янцзы в декабре 1937 года, а также его многочисленные антивоенные заявления,
привели к тому, что в Вооруженных Силах начал зреть заговор с целью физического устранения адмирала-пацифиста. Чтобы сохранить Ямамото жизнь, тогдашний премьер-министр Коноэ даже вынужден был отправить его в море, назначив главнокомандующим Объединенным флотом.

На вопрос Коноэ о шансах Японии в войне с Соединенными Штатами адмирал честно ответил, что "в первые шесть- двенадцать месяцев войны он продемонстрирует непрерывную цепь побед, однако, если конфликт затянется и далее, то никакой уверенности в победе у него нет". Самому Ямамото не суждено было уже убедится, насколько точным оказался его прогноз.

адмирал Ямамото

Штабные учения показывали, что можно добиться решающего перевеса с США только внезапным уничтожением всего Тихоокеанского флота на гавайской базе Перл-Харбор. План воздушной атаки Перл-Харбора был столь же очевиден для дилетанта, сколь невыполним для профессионала. Заслуга Ямамото в том, что он серьезно отнесся к такому фантастическому проекту.

Первоначально предполагалось, что это будет осуществлено небольшим количеством подводных лодок, план применения авиации отсутствовал. Однако уже в августе 1941 года Ямамото предложил использовать для скорого нападения на Гавайи авианосцы. В сентябре в военно-морской академии, в обстановке совершенной секретности прошли игры, в ходе которых внезапный удар авианосного соединения по Гавайским островам был отработан. К концу октября оперативный план был готов и получил название “Основное содержание операции императорского флота”.

Также немаловажную роль сыграло то, что в ноябре 1940 года один единственный британский авианосец, несущий 21 бомбардировщик-торпедоносец, нанес внезапную атаку но ВМС Италии в Таррентском порту на средиземноморье. Потеряв два самолета, британцы пустили ко дну три линкора. Именно этот пример убедил последних скептиков в целесообразности и правильности расчетов Ямамото.

1 декабря 1941 года в 4 часа дня император Японии Хирохито официально принял решение начать войну. Маневренное соединение японского флота под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо небольшими группами покинуло метрополию. Задачей этого соединения и было нападение на Перл-Харбор, которому военно-морское командование присвоило кодовое название “Операция Z”. Ранним утром 7 декабря 1941 года был нанесен ставший легендарным внезапный удар по Перл-Харбору авиацией шести лучших японских авианосцев. Большинство американских самолетов на островах было уничтожено, потоплено 4 линкора и еще 4 – надолго выведено из строя.

Пишут, что адмирал Ямамото, не пожелавший награды за успех в Перл-Харборе, вместо нее получил от императора значительную денежную сумму. На эти средства он заказал кузнецу Сакаи Иккансай Сигэмаса из его родного города Нагаока десять одинаковых кинжалов ручной ковки с выгравированным на клинке знаменитым сигналом "Z", который расшифровывался как "судьба империи зависит от этого сражения". На одной стороне хвостовиков гравировали Исороку Ямамото, на другой - подпись кузнеца. На хабаки ставили надпись "Дар императора". Кортики адмирал подарил своим офицерам штаба и тем, кто помогал ему успешно завершать операции. Имена всех, кто получил такой подарок, неизвестны. Установлено только, что одним из них был вице-адмирал Матомэ Угаки.

Исороку Ямамото

Когда адмирал узнал о том, что из-за технической накладки японский посол вручил правительству США ноту о начале боевых действий только через 50 минут после начал налета на Гавайи, он сказал: “Я надеялся, напав на Перл-Харбор сразу же после объявления войны, нанести смертельный удар американскому флоту. Теперь я не могу представить себе более страшного оскорбления американцев. Боюсь, все что мы сделали, пробудит спящего гиганта и преисполнит его решимости победить”. Ямамото понимал, что в современной войне победа зависит уже в большей степени не от воинской доблести и силы духа, но от экономической мощи воюющих держав, от наличия у них адекватных запасов нефти, угля, стали и каучука, а в этом отношении его родина не могла конкурировать со своими врагами.

За победой в сражении на базе Перл-Харбор последовали успехи объединенного флота в операциях в Ост-Индии в январе-марте 1942 года и в Индийском океане в апреле 1942. В июне того же года Ямамото руководил операцией по захвату атолла Мидуэй, целью которой была попытка навязать американцам генеральное сражение. Японии выступила в нее с силами, невиданными доселе в военно- морской истории. Флот Ямамото состоял из восьми авианосцев, десяти линейных кораблей, двадцати одного крейсера, девяти миноносцев и пятнадцати крупных подводных лодок. На палубах авианосного соединения стояло 352 знаменитых истребителя “Зеро” и 277 бомбардировщиков. Адмирал рассчитывал заставить американский флот выйти из Перл-Харбора, двинуться на север к Алеутским островам, а затем прийти на спасение Мидуэя и тем самым угодить точно в расставленную основными частями Ямамото к северу от атолла ловушку. Американцы располагали только тремя авианосцами (из них один как раз накануне был сильно поврежден), восемью крейсерами и четырнадцатью эсминцами. Соотношение сил было один к трем в пользу Японии, однако итогом его, в силу почти невероятного стечения обстоятельств, стала гибель цвета японской морской авиации и поспешное отступление японского флота. Это сражение предопределило грядущее поражение Японии, которое теперь, с понесенными ею невосполнимыми потерями стало делом времени. И все же Ямамото продолжил руководство морскими операциями на Тихом океане и оставался наиболее опасным для США флотоводцем. Когда американские дешифровальщики сообщили о планируемой инспекционной поездке адмирала на обороняемый японцами остров Бугенвиль, американское командование отдало приказ уничтожить самолет японского адмирала силами истребительной авиации.

Ранним утром 18 апреля 1943 года, американские истребители сбили в небе над Бугенвилем, недалеко от Каили, два самолета, в которых находился Ямамото и его штаб. Все находившиеся на их борту члены экипажей и пассажиры погибли. Сам адмирал Ямамото был мгновенно убит пулеметной пулей, попавшей ему в голову, еще до того, как сбитые самолеты рухнули вниз.

Могила адмирала Ямамото

Смерть Ямамото стала тяжелой утратой для Японии. Адмирал Кога, назначенный вместо него командующим ВМФ на Тихом океане, так выразил общие чувства: “Ямамото был один, и заменить его никто не сможет.”

После гибели адмирала в апреле 1943 года его вдова заказала другому кузнецу из Нагаока, Эндо Мицутада, сделать десять клинков. Деньги на это поступили в качестве императорского дара, а исполнение работы контролировал императорский двор, что нашло отражение в надписи на хабаки каждого экземпляра. Для изготовления клинков был взят металл орудия номер 1 флагманского корабля адмирала Того "Микаса".

2001-2004 © Барон фон Радлов

При написании статьи использовалась:

  • книга Хироюки Агавы The Reluctant Admiral: Yamamoto and the Imperial Navy
  • материалы сайта музея истории военно-морского флота США
  • 15.12.2006

    Комментарии


    Автор: 
    Тема: Гибель Ямамото
    Комментарий: Маленькое замечание: "Все находившиеся на их борту члены экипажей и пассажиры погибли". Погибли не все. Во втором самолете, упавшем в океан, спаслись начальник штаба Объединенного флота и казначей.

    Добавить комментарий

    ФИО: 
    E-mail: 
    Тема: 
    Комментарий: 
    Код подтверждения:
     
     
     


    История Японии и ее эпохи

    О Японии || История Японии и ее эпохи

      22.10.2005 00:04:46
      Доисторическая Япония как она есть ( просмотров - 5258 )
      Японцы всегда интересовались собственными древностями. Подтверждением этому может служить обилие исторических сочинений, появлявшихся в Японии по крайней мере с VIII в. Этот интерес достаточно рано проявился и по отношению к артефактам, представлявших собой предмет коллекционирования.
      22.10.2005 11:42:29
      Яёй - Бронзово-железный век Японии ( просмотров - 1918 )
      В 1884 г. в районе Токио под названием Яёй-мати был найден сосуд, который позже был идентифицирован, как принадлежащий эпохе, пришедшей на смену Дзёмон. Приблизительно с 1896 г. понятие «керамика типа Яёй» прочно вошло в научный оборот.

      Архив "О Японии"


       


     
         
     
    Лучшие ресурсы о Японии:

  • новости компьютерного мира

    Если вы владелец сайта Японской тематики, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

    Новости: Япония сегодня

    Япония и ее новости -> Новости: Япония сегодня

      04.10.2007 09:07:43
      В Москве выступит исполнительницы на инструменте КОТО – САКАКИ КИМИЕ
      Сложившийся за эти годы свой собственный стиль игры САКАКИ сан передает пятью словами: «Снег», «Луна», «Цветок»
      01.07.2007 17:55:21
      Фестиваль в Токио. Япония утонола в реке из фейерерка
      В городе Токио прошел один из  самых грандиозный фестиваль фейерверков за весь год…
      28.05.2007 17:42:29
      Технические проблемы заставили «Japan's All Nippon Airways Co» отменить сотни рейсов.
      Вторая по крупности авиакомпания Японии была вынуждена отменить 122 внутренних рейса из-за аппаратного сбоя в компьютере, что затронуло 19,500 человек
      16.05.2007 09:10:52
      Служащие компаний 20-ти летнего возраста испытывают наибольшую усталость.
      Как высказались исследователи : «казалось бы сотрудники 20 летнего возраста должны меньше уставать, однако, как показало исследование они чувствуют значительную усталость из-за  того что их больше эксплуатируют».
      03.05.2007 13:12:16
      JAL потеряли 16 миллиардов йен за прошлый финансовый год
      Причиной такой огромной графы расходов второй год подряд является решение компании не учитывать суммы, взимаемые в качестве налога на прибыль, ныне они составили 45 миллиардов йен



      Вечный двигатель...

    •  
         
       
       
         
         
      Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
      Формат банера 88x31
      Формат банера 88x31
      Текстовая ссылка:

      Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
      Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
      Япония - сообщество любителей японской культуры