ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
 
 
 

Спасательные жилеты японской авиации

Япония в Великой Войне -> Обмундирование

Специальное снаряжение, которое рассматривается в этой главе, представляет собой особый вариант безрукавных курток, надевающихся на верхнюю часть торса и в силу своей положительной плавучести помогающих владельцу удерживать вертикальное положение при попадании в воду.

С начала 1900-х гг. японские военные предпринимали исследования спасательных жилетов военных и гражданских образцов, применявшихся в других странах, с тем, чтобы выбрать наиболее подходящие образцы для внедрения в Императорском флоте. В качестве возможных наполнителей рассматривались легкие породы древесины, бамбук и пробка, которые пытались комбинировать с различными вариантами прорезиненного брезента. Резина в Японии была дефицитным материалом, поскольку источников натурального каучука в стране не имелось.

К середине 1930-х гг. было решено остановить выбор на плотной простеганной хлопчатобумажной ткани высокого качества, которая сшивалась в отдельные трубообразные камеры. Каждая камера заполнялась капоком, или так называемой «растительной шерстью» — волосками из внутренностей плодов крупных тропических деревьев семейства баобабовых, широко распространенных в Юго-Восточной Азии.
Хлопчатобумажная ткань, применявшаяся для пошива спасательных жилетов, имела темный шоколадно-коричневый цвет, а после намокания и последующего высушивания становилась почти темно-зеленой.

Флотские жилеты имели подшитую снизу в задней части матерчатую лямку длиной 60 и шириной 7,5 см, которая пропускалась между ног (из-за чего позже получила прозвище «подгузника»). К переднему концу «подгузника» пришивалось две 30-см лямки из плотной ткани, простроченной «елочкой», которые продевались в соответствующие матерчатые петли внизу спереди. «Подгузник» предохранял жилет от смещения, не позволяя ему соскользнуть вверх.
Помимо «подгузника», жилет фиксировался на уровне талии двумя 60-см лямками (шириной примерно 25, см), пришитыми с боков сзади и завязывавшимися впереди. Выше полы жилета соединялись еще двумя парами 75-с,м матерчатых лямок. Спасательные жилеты выпускались одного типоразмера и индивидуально подгонялись в зависимости от того, как туго затягивались все перечисленные завязки.

Спасательные жилеты японской армейской и морской авиации в принципе имели одинаковую конструкцию, но «подгузники» армейских жилетов были значительно короче, всего около 20 см, и спереди фиксировались несколькими короткими лямками.
Подробнее особенности жилетов морской и армейской авиации рассматриваются ниже. В зависимости от даты выпуска жилеты также различались: сильно сказывался недостаток материала в последние годы войны. Спасательные жилеты и для армии, и для флота выпускались исключительно военными фабриками снаряжения (контракты с гражданскими производителями не заключались), поэтому на них никогда не было нашивок с обозначением фирмы.

Необычная фотография парашютиста ВМС (примерно 1942 г.). Десантник носит летный спасательный жилет раннего образца (без «подгузника») и пару летних летных перчаток. Флотский спасательный жилет (1937—1942 гг.)
Основными характеристиками флотского спасательного жилета раннего образца были следующие:
Количество камер для капока — всего 22 отдельных вертикальных камеры трубообразной формы. На грудной части жилета справа и слева камеры располагались в два ряда: четыре длинных внизу и три коротких вверху, всего семь камер на каждой поле. На спинной стороне имелся один ряд из восьми длинных вертикальных камер.

Нагрудный карман размером примерно 6х7,5 см с оправленным металлом отверстием (люверсом) в нижней части нашивался на правой поле жилета. Его использовали обычно для хранения карандаша, авторучки или карманных часов.
Большая нашивка (примерно 9x23 см) оливкового цвета имелась на наружной поверхности жилета сзади. Нашивка предназначалась для вписывания имени владельца или номера части.

Малая нашивка (5x6 см) из белой хлопчатобумажной ткани имелась на внутренней поверхности правой полы. На ней иероглифами обозначалась дата и место приемки снаряжения. В остальных колонках владелец мог проставить личные данные.

Флотский спасательный жилет (1943—1945гг.)
В целом конструкция жилета осталась неизменной, но недостаток материалов и ресурсов в последний период войны привел к раду упрощений:
Количество камер для капока — всего 22 отдельных вертикальных камеры трубообразной формы. На грудной части жилета справа и слева камеры в два рада: четыре длинных внизу и три коротких вверху, всего семь на каждой поле. На спинной стороне один ряд из восьми длинных вертикальных камер.
Нагрудным карман сочтен ненужным и не нашивался.
Малая наружная нашивка (примерно 7,5x9 см) оливкового цвета сменила большую сзади на жилете. По-прежнему предназначалась для вписывания имени владельца или номера части; изменение размеров связано с экономией ткани.
Малая нашивка осталась без изменений.

Флотский спасательный жилет (1945 г.)
Из-за острой нехватки материала и для сокращения времени на производство в последние месяцы войны предприняли дополнительные изменения:
Количество камер для капока уменьшилось до 16. На грудной части жилета справа и слева осталось по четыре длинных камеры, всего восемь спереди. На спинной стороне по-прежнему остался один ряд из восьми длинных вертикальных камер.
Нагрудный карман не нашивался.
Малая наружная нашивка (примерно 7,5x9 см) оливкового цвета сзади на жилете. По-прежнему предназначалась для вписывания имени владельца или номера части; изменение размеров связано с недостатком материалов.
Малая нашивка без изменений.

Армейский спасательный жилет (19391945гг.)
В период начала войны в Китае ВВС армии Японии действовали в основном с наземных баз против наземных целей. Поскольку экипажам самолетов не приходилось длительное время находиться над морем, спасательные жилеты летчикам выдавали редко. Необходимость применения спасательных жилетов появилась в поздней фазе Тихоокеанской кампании (1943-1945 гг. ), когда японская армейская авиация оказалась вовлечена в действия на океанских островах и в прикрытие береговой линии метрополии. Основные характеристики спасательных жилетов армейской авиации следующие:
Количество камер для капока — 34 отдельных трубообразных камеры. На правой и левой нагрудных полах камеры располагались в три ряда: внизу пять длинных, над ними три коротких и в верхней части груди еще три коротких камеры — всего 11 камер на каждой поле спереди. На спине камеры для капока располагались в два ряда: вверху четыре и под ними еще восемь.

Нагрудный карман дня флага L-образной формы нашивался снаружи на правой поле жилета. В кармане хранился шелковый опознавательный флаг с древком. Расцветка флага повторяла национальный: белое полотнище с красным «солнцем» в центре. Размер полотнища приблизительно 45x60 см. Вдоль свободного края полотнища вшивалась прокладка из капока. Несколькими лентами полотнище крепилось к древку из телескопически выдвигавшихся отрезков бамбука. Флаг предназначался для подачи сигналов о помощи. Расправленное древко позволяло поднять флаг и размахивать им, а на поверхности воды он сохранял плавучесть благодаря деревянному древку и капоку.

Лента для отпугивания акул из куска красной материи длиной примерно 25, метра и шириной около 8 см вшивалась во внутреннюю часть 9-см кармашка с клапаном. Кармашек располагался у места крепления «подгузника» в задней части жилета. К свободному концу ленты пришивалось свинцовое грузило. Лента туго сматывалась и хранилась в предназначенном для нее кармашке. При расстегивании кармашка лента под тяжестью грузила разматывалась.

Внутренних нашивок, в отличие от флотских спасательных жилетов, на армейских не предусматривалось. Вместо нашивки на внутренней поверхности левой полы армейских спасательных жилетов иероглифами наносились необходимые обозначения. В колонке иероглифов оставлялось место, где владелец жилета мог вписать личные данные.

Наружных нашивок на армейских спасательных жилетах также не было, в отличие от флотских образцов. Тем не менее это не останавливало армейский летный состав от того, чтобы собственноручно написать на спине жилета свое имя или номер части.
В японской морской авиации армейские сигнальный флаг и противо-акулья лента не были приняты. Ходили слухи, что ленту пропитывали каким-то химическим составом, отпугивавшим акул, но никаких официальных подтверждений или опровержений этого не существует. Нет и достоверных данных относительно того, была ли эффективной эта лента.

Из бесед с бывшими пилотами японской морской авиации следует, что капковые жилеты помогали держаться на поверхности воды в лишь течение первых часа-двух. По прошествии четырех часов они становились абсолютно бесполезными, поскольку капок набирал слишком много воды, а никаких «воздушных карманов» на жилетах не предусматривалось.

Еще один интересный факт содержится в письме, полученном в 1992 г. от бывшего лейтенанта флота Югака Мориоки из 302-й Кокутай в Атсу-ги. Он вспоминает: «Мы применяли капоковые жилеты как защиту от осколков... ». Это мнение подтверждается изучением фотографий летного состава во время работы и характера повреждений их спасательных жилетов. Следует добавить, правда, что капоковые жилеты могли лишь создавать обманчивое чувство защищенности, поскольку при близком разрыве осколки должны были легко их пробивать.

17 февраля 1945 г. старшина Ямадзаки Такаси действовал в составе группы истребителей из примерно десятка Зеро, Сиден-Кай (N1K2-J) и Райден (J2M) из истребительной группы Йокосука Кокутай под командованием лейтенант-командора Ибусуки Масанобу, лейтенанта Цукамото Юдзо и лейтенанта Ямамото Сигехиса. После полудня под прикрытием снежных зарядов они взлетели и провели внезапную атаку против 19 американских F6F и F4U, патрулировавших небо надАтсуги; все американские истребители были сбиты. Во время этого боя самолет Ямадзаки был подбит. Пилот выбросился с парашютом, но на земле местные жители приняли его за летчика-американца и забили до смерти. Хотя после этого не последовало каких-либо официальных распоряжений, летный персонал армейской и морской авиации Японии начал нашивать знаки хинома-ру (красного солнца на белом поле) на рукава летных костюмов и на спины спасательных жилетов.

: для сайта Япония

Использовался материалы из книги: Униформа и снаряжение японской морской авиации. 1937-1945 гг.
Фотографии: Б. Юнгхазбенд

17.02.2007

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:
 
 
 


История Японии и ее эпохи

О Японии || История Японии и ее эпохи

    22.10.2005 00:04:46
    Доисторическая Япония как она есть ( просмотров - 5258 )
    Японцы всегда интересовались собственными древностями. Подтверждением этому может служить обилие исторических сочинений, появлявшихся в Японии по крайней мере с VIII в. Этот интерес достаточно рано проявился и по отношению к артефактам, представлявших собой предмет коллекционирования.
    22.10.2005 11:42:29
    Яёй - Бронзово-железный век Японии ( просмотров - 1918 )
    В 1884 г. в районе Токио под названием Яёй-мати был найден сосуд, который позже был идентифицирован, как принадлежащий эпохе, пришедшей на смену Дзёмон. Приблизительно с 1896 г. понятие «керамика типа Яёй» прочно вошло в научный оборот.

    Архив "О Японии"


   


 
     
 
Лучшие ресурсы о Японии:



  • Если вы владелец сайта Японской тематики, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

    Новости: Япония сегодня

    Япония и ее новости -> Новости: Япония сегодня

      04.10.2007 09:07:43
      В Москве выступит исполнительницы на инструменте КОТО – САКАКИ КИМИЕ
      Сложившийся за эти годы свой собственный стиль игры САКАКИ сан передает пятью словами: «Снег», «Луна», «Цветок»
      01.07.2007 17:55:21
      Фестиваль в Токио. Япония утонола в реке из фейерерка
      В городе Токио прошел один из  самых грандиозный фестиваль фейерверков за весь год…
      28.05.2007 17:42:29
      Технические проблемы заставили «Japan's All Nippon Airways Co» отменить сотни рейсов.
      Вторая по крупности авиакомпания Японии была вынуждена отменить 122 внутренних рейса из-за аппаратного сбоя в компьютере, что затронуло 19,500 человек
      16.05.2007 09:10:52
      Служащие компаний 20-ти летнего возраста испытывают наибольшую усталость.
      Как высказались исследователи : «казалось бы сотрудники 20 летнего возраста должны меньше уставать, однако, как показало исследование они чувствуют значительную усталость из-за  того что их больше эксплуатируют».
      03.05.2007 13:12:16
      JAL потеряли 16 миллиардов йен за прошлый финансовый год
      Причиной такой огромной графы расходов второй год подряд является решение компании не учитывать суммы, взимаемые в качестве налога на прибыль, ныне они составили 45 миллиардов йен



      Вечный двигатель...

    •  
         
       
       
         
         
      Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
      Формат банера 88x31
      Формат банера 88x31
      Текстовая ссылка:

      Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
      Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
      Япония - сообщество любителей японской культуры