|
Летные сапоги морской авиации
Япония в Великой Войне
->
Обмундирование
Летные сапоги японской морской авиации отличались от обуви пилотов всех других стран — участниц Второй мировой войны. Сильно отличались они и от летных сапог пилотов японской армейской авиации.
При описании этой специфической обуви следует иметь в виду, что, хотя покрой ее оставался неизменным с 1936 по 1945 г., недостаток ресурсов и материала заметно сказался на всех моделях.
Ранние и довоенные образцы (1936—1939 гг.)
Первые летные сапоги морской авиации были коричневого цвета и изготавливались из высококачественной плотной коровьей кожи с овчинной подкладкой. Большая часть кожи, использовавшаяся в этот период, вывозилась из Китая, оккупированного японцами.
Носки сапог были скруглены и покрывались дополнительным слоем кожи высотой 5 см с декоративным узором в виде небольших отверстий вдоль шва. Нижняя часть сапога по всему периметру также обшивалась полосой кожи; от центральных швов на носке и пятке узкие полоски кожи поднимались до верха голенища.
Эти специфические кожаные накладки и представляли основные отличия флотских летных сапог от армейских: те шились по западному образцу и оставались без изменений на протяжении всей войны.
Голенище флотских летных сапог слегка расширялось кверху, отчего сбоку верхняя часть сапога напоминала перевернутый колокол. Такая форма голенища позволяла легче заправить внутрь голенища нижнюю часть брюк летного костюма. В верхней части голенищ снаружи и изнутри пришивались 5-см накладки, чтобы пальцы пилота не соскальзывали, когда он натягивал обувь.
Снаружи к голенищу летных сапог морской авиации крепилась нашивка тускло-оливкового цвета размером 25x,5 см, на которой владелец мог написать свое имя или номер части. На внутренней поверхности имелась такая же нашивка белого цвета с нанесенным иероглифами обозначением складов флотского обмундирования.
Каблуки и подошвы изготавливались из жесткой резины черного цвета, с рисунком в виде небольших ромбов. На резиновых подошвах нескольких пар флотских летных сапог автор обнаружил рельефные буквы L. G. W. — возможно, инициалы изготовителя. Помимо этих обозначений, никаких других знаков фирм, выпускавших летную обувь для морской авиации, на сапогах не было. Известно, что эти жесткие подошвы из черной резины часто переламывались, и к сапогам приходилось притачивать новые подошвы. Заметим, что каблуки и подошвы армейских летных сапог изготавливались из того же материала, но рисунок протектора был иным, округлым, так что армейскую и флотскую обувь можно легко различить. Кроме того, у армейских летных сапог на голенищах не было оливковых матерчатых нашивок.
Сапоги морской авиации по высоте достигали середины икры, тогда как летные сапоги армейских пилотов были заметно выше, почти под колено. В последние годы войны армейские летные сапоги также укоротились, но по фасону и отсутствию накладок в верхней части голенищ их всегда можно было отличить от сапог морских летчиков.
Военные годы (1940-1944 гг.)
По мере того как Япония все больше втягивалась в войну на Тихом океане, экономия средств и времени при выпуске обуви для морской авиации становилась все более насущной. Хотя в целом покрой сапог не изменялся, от ряда декоративных и второстепенных элементов пришлось отказаться. Исчезли, в частности, декоративные накладки на носках, накладки в верхней части голенищ и белые внутренние нашивки с обозначением склада. Летные сапоги стали шить из черной коровьей кожи, а подкладку делать из белого брезента. Оливковые нашивки на наружной поверхности голенищ сохранились, так что члены экипажей самолетов по-прежнему могли надписывать свою обувь. Часть сапог по-прежнему выпускали с подошвами и каблуками из жесткой черной резины, но при недостатке этого материала обувь снабжали гладкими кожаными подошвами и каблуками.
Последние годы войны (1944-1945 гг.)
К 1944 г. недостаток материальных ресурсов в Японии стал критическим; кроме того, люди, занятые раньше на производстве, превратились теперь в физических защитников метрополии.
Производители обуви для пилотов морской авиации предприняли эксперименты по использованию для пошива сапог кожи акул и угрей, но этот материал оказался неподходящим. Тогда летные сапога стали шить из натуральной недубленой свиной кожи. До конца войны для морской авиации выпускались комбинированные летные сапоги с нижней частью из черной коровьей или недубленой свиной кожи и голенищами из тускло-оливкового брезента; при этом специфический покрой сапог остался неизменным. Наружные нашивки из ткани оливкового цвета также сохранились, но из-за острой нехватки резины каблуки и подошвы стали тачать из кожи. До конца войны японская морская авиация понесла тяжелые людские потери. После капитуляции уцелевшие пилоты и члены экипажей продолжали донашивать сапоги: обуви было мало. До наших дней сохранилось малое число экземпляров летных сапог морской авиации Японии.
: для сайта Япония
Использовался материалы из книги: Униформа и снаряжение японской морской авиации. 1937-1945 гг.
Фотографии: Б. Юнгхазбенд
17.02.2007
Комментарии
Добавить комментарий
|
|