ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
   
   
 
 

Основные типы Японских садов

Бонсай, икебана и японский сад -> Проект Японского сада

Созерцание сада призвано создать у человека иллюзию пространства и погрузить его в идеальный мир, далекий от будничной суеты. Все сады в Японии соответствовали этой цели, но делились на несколько типов, каждый из которых имел свой способ достижения иллюзии пространства и свое предназначение. По функциональному назначению исторически сложились дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома. Каждый из этих типов мог быть как плоским — из песка, камней, покрытых мхом, — хиралива, так и сочетающим плоскую поверхность с возвышенностью. В зависимости от функционального назначения японский сад мог быть большим, как парк, и совсем маленьким — 1—2 м2.

Самыми большими по объему являются парковые сады, которые пришли в Японию из Китая в VI—VII вв. К сожалению, они почти не сохранились из-за многочисленных войн, пожаров и землетрясений. Примером паркового сада служит Синсэн-эн (Парк божественных статуй) в центре Киото. В парковых садах в присутствии императорской семьи проводились поэтические и музыкальные состязания, банкеты, сопровождавшиеся катанием на лодках по пруду. Особой популярностью у придворных аристократов пользовался пикник в Парке на извилистой протоке. Участники события располагались по обоим берегам ручья, по очереди читали стихотворные экспромты, воспевающие природу, вылавливали из воды чашечки с рисовым вином.

Парковые сады создавались, как правило, на равнине, рядом с естественным прудом. Иногда частью садов становились и прилегающие рисовые поля, принадлежавшие богатым феодалам. С проникновением в Японию буддизма образ первых парковых садов несколько изменился, чему способствовали приезжавшие из Индии и Китая мастера. Непременным элементом садов стали китайские горбатые мостики и скальные насыпи. Скалы располагали в форме, напоминающей буддийскую триаду: крупный камень, средний и более мелкий.

Дворцовые сады появились в Хейанский период (IX— XII вв.), который характеризуется утонченностью, небывалым развитием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных празднеств, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально и воспринимается как из дома, так и с воды.

Искусство дворцовых садов сформировало специфический жанр со своими признаками и канонами. Сад при дворце имеет свою типологическую планировочную схему, его основу составляют озеро и остров. Дворцовые сады отличаются художественной завершенностью и лаконичностью.

Сады при дворцах, как правило, занимали достаточно большую площадь и предназначались для прогулок. В связи с этим неотъемлемой частью таких садов являлись следующие сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Все в этих садах располагало к созерцательности и размышлению. В дворцовых садах обычно имелись небольшие арочные мостики, пагоды, композиции из естественного камня. Как правило, важное значение в них имел эффект текущей воды. Лучшим вариантом был журчащий ручей, впадающий в озеро. Переходом через ручей служили дорожки из плоских камней или несколько деревянных мостиков.

Материал и конструкция обязательно соответствуют функциональному назначению, способствуя формированию зрительного впечатления. Например, в саду императорского дворца в городе Киото есть платформа для любования луной. Она построена из бамбука — легкость конструкции соответствует устремленности взгляда в небо, при этом стволы бамбука специально положены поперек, чтобы взгляд не скользил по ним вдоль, а круто заворачивал в небо.

Известны императорские сады, в которых свободная планировка сада сочетается со строгой симметричностью дворцовых зданий. В искусно обработанный пейзаж гармонично вписываются цепочки строго прямоугольных зданий. Наиболее значимые элементы пейзажа отмечены характерными мостиками, беседками, обычно выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый).

Конечно, парковые и дворцовые сады создать в России достаточно сложно. Однако попробовать создать дворцовый сад можно рядом с большим красивым домом, приближенным к дворцовому стилю.

Если вы отважитесь воплотить эту идею в жизнь, то для такого масштабного дела лучше пригласить профессиональных дизайнеров. Здесь необходимо тонкое художественное чутье и хорошее знание восточной культуры. Очень важно при создании сада действовать с учетом местных условий и максимально использовать окружающую природу.

Очень интересны храмовые сады и сады при монастырях.

Появление садов при монастырях тесно связано с положением дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствовало эстетичности восприятия, выработке поэтическо-метафорического способа мышления. Сады должны были располагать к созерцанию, вызывать эмоциональный отклик. Основным принципом в создании сада было гармоническое равновесие всех его элементов. Этот принцип можно сформулировать как отрицание равенства: объемно-пространственные элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недопустима симметрия.

Сады при храмах создавались по принципу монохромной картины, все элементы которой соответствовали одному общему замыслу. Некоторые храмовые сады предназначались для созерцания из помещения. Часто при храмах создавались сады «паре сансуй» — так называемые сухие пейзажи, где горы и озера обозначаются строгой до аскетизма композицией из камней и песка. Такой вид сада появился в XII—XIII вв. вместе с дзэнским плоским садом, тоже небольшим по площади и иногда окруженным стеной.

Главной целью и задачей храмовых и монастырских садов было пробудить постоянно обновляющееся ощущение сопричастности человека к жизни природы, а также стремление максимально приблизиться к ее ритму. Монахи прогуливались по саду, проникаясь меланхолическим настроением, достигали полной отрешенности от повседневной жизни.

Происхождение чайного сада тесно связано с чайной церемонией, появившейся как светское действие в XVI в. Возникло понятие «тядо» — путь чая, путь единения людей в процессе их выключения из житейской суеты. Беседы в них велись о поэзии и философии.

Японский чайный сад (тянива) составлял единый ансамбль с чайным домом. Его устройство должно было производить впечатление естественной жизни природы в ее сезонном ритме. Путь к чайному домику лежал через чайный сад. Чайный сад — дорожка из камней неправильной формы, положенных среди мхов. Дорожка петляла среди кустов, деревьев и приводила к источнику воды, где совершалось омовение рук. Чайный сад отгораживал дом от окружающего мира, а прогулка по нему должна была вызвать в душе посетителя ощущение безмятежного покоя. Убранство сада, согласно канонам, должно было напоминать уголок первозданной природы.

Такой тип сада вы можете создать на своем участке, благодаря чему у вас появится возможность отдохнуть от мирской суеты. Погрузившись в атмосферу вашего сада, вы можете предаться размышлениям. Также вы можете соорудить чайную беседку, которая окажется прекрасным дополнением к вашему чайному ансамблю.

Если вы живете в коттедже или в частном доме, то можете создать сад у жилого дома. Как правило, при японском доме устраивался небольшой сад, который как бы расширял границы дома. Пространство его строилось с таким расчетом, чтобы зритель мог чувствовать себя окруженным природой. С разных точек зрения открывались новые перспективы, каждое растение и каждый камень занимали свое точно найденное место. Основным принципом создания сада у жилого дома была гармония всех элементов. Но при этом они не должны быть одинакового размера, а в их размещении не должно быть симметрии.

Существовали сады, где главными элементами являлись мхи, камни или водоемы, определяющие цвет и композицию всех остальных составляющих. Б создании сада у жилого дома важную роль играет вода. Несколько водоемов могут соединяться водопадами или мостиками из толстых прямых досок, а также крупных камней, положенных на дно ручья. Как правило, в саду у жилого дома сажались лиственные и хвойные растения: сосна, слива, вишня, камелия, азалия, бамбук, клен, жимолость.

Хорошо, если сад будет иметь замкнутые контуры, например расположите его между стеной и забором. Во-первых, это будет соответствовать традиции, а во-вторых, не возникнет проблема стилевой связи с окружающей местностью. Такой садик может служить буфером между интерьером дома и участком. В таких случаях можно использовать характерные текстуры: плетеные бамбуковые изгороди, мох, гравий.

При создании сада у жилого дома помните, что светлые поверхности строений очень хорошо сочетаются с темными деревьями. В этом проявляется один из основных принципов в создании японского сада — принцип контраста: светлое и темное, большое и малое, широкое и узкое. Существует еще два не менее важных принципа, о которых полезно помнить: в малом добиваться большого, отличать главное от второстепенного.

Какой бы тип сада вы ни создавали, в любом случае каждый из них приблизит вас к природе, даст возможность окунуться в творческий отдых, через медитацию и философские размышления приблизиться к познанию сути жизни. Пусть созданные вами сады пробудят в вас стремление к счастью, семейной гармонии, заставят в вашей душе звучать струны, заглушенные повседневностью.

Это материал собрала специально для сайта Япония

Я использовала литературу: от Алины Лебедевой, а фотографии брала с разных сайтов.

24.02.2007

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:
 
 
 
   
 
  Ресурсы достойные вашего внимания:


  • Если вы владелец сайта Японской тематики, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

    Не много рекламы:

  •  
         
       
     
     
       
       
    Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
    Формат банера 88x31
    Формат банера 88x31
    Текстовая ссылка:

    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Япония - сообщество любителей японской культуры