ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
 
 

Сэппуку

Энциклопедия Японии -> С - с: глоссарий

СЭППУКУ (другое чтение тех же иероглифов — харакири) — ритуальное самоубийство путем вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии.

Исторические истоки этого явления уходят в глубокую древность, к языческим культам жертвоприношения населявших Монголию, Маньчжурию, Курильские и Японские острова в начале нашего тысячелетия народов. Существовал такой культ и у айнов, с которыми жители царства Ямато очень долгое время вели войны и многие представители которых ассимилировались в течение нескольких веков с завоевателями-японцами.

Религиозные воззрения нового класса Японии поддержали развитие языческого обряда. Конфуцианские догмы требовали не щадить своей жизни ради своего хозяина. Мужественная же смерть в соответствии и с буддизмом, и с синтоизмом гарантировала переселение в мир добрых духов.

Совершая сэппуку, самураи демонстрировали свое мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих тайных помыслов перед богами и людьми.

В IХ–ХI вв. обряд сэппуку становится очень популярен среди военных. Во времена войны Гэмпэй в конце ХII в. харакири приобретает характер массового явления. Каждый самурай искал способ либо погибнуть в бою, либо совершить сэппуку (не желая сдаваться в плен, проиграв сражение, совершив тяжелый проступок и т.п.).

Отдельной разновидностью обычного сэппуку стало «самоубийство вослед» («дзюнси»). Оно тоже приобрело необычайную популярность, так как всецело соответствовало нормам Бусидо в их тогдашнем понимании. Жизнь самурая ничего не стоила и не значила для него самого. Она всецело принадлежала его хозяину. Разве не естественно в таком случае, что умерший хозяин уносит с собой жизни своих верных слуг? И разве не почетный это конец для воина, целью жизни которого было служение своему господину? Такая логика была проста и понятна для самураев, а потому обычай дзюнси просуществовал очень долго, и следовали ему не только простые воины и не только во времена средневековья. Одними из самых ярких примеров дзюнси являются сэппуку пяти самых знатных даймё из окружения сёгуна Токугава Иэмицу, совершенные в 1651 г. после смерти их хозяина, и харакири генерала Ноги, героя русско-Японской войны, совершенное в 1912 г. после смерти императора Мэйдзи.

С наступлением ХVII в. изменились многие стороны жизни воинского сословия. Изменились и причины для сэппуку, а со временем и техника его исполнения. Из-за того, что практически прекратились междоусобные войны, отпала необходимость в харакири для потерпевших поражение в битве. Их попросту не было. Но самурай мог быть незаслуженно (или даже заслуженно) оскорблен, ему могло грозить наказание со стороны властей сёгуната или его непосредственного начальника. Он мог протестовать против каких-то новых идей. В любом случае ему грозила «потеря лица». И у него оставался один выход — сэппуку.

Правительство Токугава в 1663 г. запретило дзюнси. Отныне тот, кто совершал дзюнси, знал, что после его смерти будут казнены все его близкие, имущество будет конфисковано, а имя семьи покрыто позором. Это помогло. Популярность дзюнси пошла на убыль, но не пропала совсем. Излюбленной темой драматургов конца XVII — начала XVIII в. стало романтическое самоубийство влюбленных, а события 1704 г. показали на примере 47 ронинов из Ако, что дзюнси не только не умерло, но, став запрещенным занятием, обрело некий флер романтизма.

Одновременно с закатом самурайства пришел конец и кровавому обычаю сэппуку. Но жизнь показывает, что часто забытые, казалось бы, вещи внезапно всплывают в сознании народа как часть особенностей национального характера. Тогда снова восстают из небытия старинные обычаи, снова берутся за мечи своих предков молодые самураи и снова льется кровь. Так было в 1912 г., когда умер император Мэйдзи, в 1936 г., когда покончила с собой большая группа мятежных молодых офицеров крайне правого толка, так случилось с ярым поборником самурайской морали Мисима Юкио, вскрывшим себе живот в 1970 г. после неудачной попытки мятежа...

 

Copyright © "ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ"

10.02.2007

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 

Сайт Cult Line участник Topsites Japan проголосуйте за нас

 
 
 



История Японии и ее эпохи

О Японии || История Японии и ее эпохи

    22.10.2005 00:04:46
    Доисторическая Япония как она есть ( просмотров - 5258 )
    Японцы всегда интересовались собственными древностями. Подтверждением этому может служить обилие исторических сочинений, появлявшихся в Японии по крайней мере с VIII в. Этот интерес достаточно рано проявился и по отношению к артефактам, представлявших собой предмет коллекционирования.
    22.10.2005 11:42:29
    Яёй - Бронзово-железный век Японии ( просмотров - 1918 )
    В 1884 г. в районе Токио под названием Яёй-мати был найден сосуд, который позже был идентифицирован, как принадлежащий эпохе, пришедшей на смену Дзёмон. Приблизительно с 1896 г. понятие «керамика типа Яёй» прочно вошло в научный оборот.

    Архив "О Японии"


   

Искусство Японии, литература и религии Востока на СД:

Электронное издательство DirectMedia Publishing


 
 
 
 
Интересные ресурсы о странах и искусстве:



Если вы владелец сайта Японской тематики, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

Лучший сайт о Японии

Показать результаты голосования


 
   
 
 
 
 
   
Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
Формат банера 88x31
Формат банера 88x31
Текстовая ссылка:

Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
Япония - сообщество любителей японской культуры