ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
 
 

Кавабата Ясунари

Энциклопедия Японии -> К - к: глоссарий

КАВАБАТА Ясунари (1899–1972) — первый японский писатель, который в 1968 г. был удостоен Нобелевской премии. Трагические обстоятельства в семье — кончина родителей и близких родственников — повлияли на все его последующее творчество, поэтому тема смерти, сиротства, одиночества в произведениях писателя занимает большое место.

Творческий путь Кавабата начинал как представитель группы неосенсуализма. Повесть «Танцовщица из Идзу», новеллы «Кристаллическая решетка», «Элегия» написаны методом «потока сознания» (влияние Пруста, Джойса), в них присутствуют явные черты неосенсуализма. Концепция ёдзё — «недосказанное чувство» — превалирует в довоенном творчестве писателя. «Рассказы величиной с ладонь» — образец традиционной краткой формы — Кавабата создавал на протяжении всей своей жизни. Первый цикл вышел в 1926 г. В этих коротких образцах художественного мастерства писатель сливается с вещью, ощущая ее кокоро (душу) и постигая суть вещи. Истина открывается в момент прозрения — как озарение (сатори) в дзэн.

Рассказ «Птицы и звери» считается одним из самых удачных произведений раннего периода его творчества. Концепция «пустоты» или «небытия» в их буддийском понимании переплетается с элементами западного декаданса и нигилизма, что до сих пор является предметом споров критики — считать ли Кавабата писателем западной или японской ориентации.

В романе «Снежная страна» выведен образ представителя японской интеллигенции, оторванного от социальной жизни страны; в нем поднимается проблема эгоизма в сопоставлении с эгоизмом в произведениях Нацумэ Сосэки и Акутагава Рюноскэ. Роман создавался писателем на протяжении десяти лет, начиная с 1937 г. Это произведение подводит итог первому периоду творческого пути Кавабата, когда в его творчестве еще было сильно влияние неосенсуализма и модернизма, а также ощущались явные экзистенциальные приемы. Кроме того, композиции романа присуще и чисто японское явление — построение сюжета путем нанизывания одна на другую новелл, в результате чего каждую главу можно рассматривать как отдельно взятое короткое произведение, своего рода хайку в прозе. Сюжет «Снежной страны» таков — праздный путешественник, дилетант-критик по имени Симамура, приезжает на север Японии, в Снежную страну, чтобы вновь встретиться со своей любовницей — гейшей Комако (она — воплощение реального мира). Но в поезде он замечает другую девушку — Ёко, которая в видении Кавабата олицетворяет нереальный мир, мир зеркального отражения. Главы-новеллы рисуют неторопливую и размеренную жизнь Симамуры и его взаимоотношения с двумя женщинами в этом удаленном от цивилизации уголке Японии, покрытом глубоким снегом. Роман также интересен тем, что в нем на примере героя Симамуры выведен социальный портрет части японской интеллигенции, которая в преддверии войны, отстранившись от социальных проблем, полностью сконцентрировалась на собственном внутреннем мире, на своих впечатлениях и переживаниях.

Основные произведения писателя послевоенного времени — романы «Тысячекрылый журавлик» (1949) и «Стон горы» (1950—1952). В романе «Тысячекрылый журавлик» проблема интеллигенции находит свое дальнейшее развитие. Неуловимый образ японской женщины, восторг перед красотой традиционной керамики как части древней японской культуры становятся предметом описания в этом произведении. В романе «Стон горы» выведен лирический герой Синго, способный жить в гармонии с окружающим миром. Источник такой гармонии — умение черпать жизненные силы в окружающей человека природе. Концепция «недосказанного чувства» применительно к искусству и тема смерти являются лейтмотивом всего произведения.

Роман «Старая столица» (1961) принес писателю мировую известность и способствовал получению Нобелевской премии. В произведении явно прозвучали ностальгические нотки по японской старине на фоне быстро меняющегося и капитализирующегося мира; тон романа лирический и несколько грустный. Кавабата Ясунари с сожалением пишет о том, что старые традиции в Японии сходят на нет, а на их место приходит дух коммерциализации. Не случайно местом действия романа писатель избирает Киото — древнюю столицу, где можно встретить заповедные уголки культуры и старины. В «Старой столице» мы вновь встречаем пару женщин (одна принадлежит миру реальному, а другая — ее зеркальное отражение); теперь это две сестры-близняшки — Тиэко и Наэко. Тиэко — подкидыш; она выросла в семье дизайнера японского кимоно, мастерская которого находится в старом квартале Киото, хранящем атмосферу старины. Однажды Тиэко, прогуливаясь в горах, встречает девушку, как две капли воды похожую на нее саму, которая оказывается ее сестрой по имени Наэко. Тиэко узнает, что вскоре после того, как она была подкинута в богатый дом, ее отец, дровосек, погиб, упав с дерева, а мать умерла через несколько лет. Конец романа несколько печален: Тиэко после встречи с сестрой расстается с ней навсегда. Расставание сестер символично — точно так же Япония расстается с миром своей старины.

К числу декадентских произведений Ясунари Кавабата послевоенного периода относится роман «Озеро» (1954). Тема женской красоты (что присуще всем произведениям Кавабаты) перекликается с мотивами жестокого и отвратительного, темой смерти. Главный герой по имени Гимпэй, в прошлом учитель, уволен из школы за то, что состоял в связи с ученицей. Теперь он занимается тем, что шпионит за молодыми девушками, подглядывая за интимными подробностями их жизни. Цепь частых совпадений и следственных связей делает повествование занимательным и держит читателя в постоянном напряжении. Название романа «Озеро» воскрешает в памяти место, где некогда родился герой. Кавабата был знаком с работами Фрейда и поэтому слово «озеро» выбрал намеренно, поскольку именно чистая водная гладь взывает к образу не до конца реализованного материнства. Это произведение по проблематике тесно смыкается с двумя другими — «Спящие красавицы» и «Рука» (1963—1964), также являющимися декадентскими.

Творческую манеру Ясунари Кавабата часто воспринимают в сопоставлении с Ёкомицу Риити, которого называют «солнечным писателем» в противоположность Кавабате, который считается «лунным». Это различие проявляется по-разному. Литература Ёкомицу — мужественна, произведения Кавабата — женственны. Кавабата изображал прекрасную, достойную любви Японию, у Ёкомицу красота жестка, первобытна и груба.

Кавабата совершил самоубийство в 1972 г., отравившись газом на своей даче в Камакуре. На русском языке творчество Кавабата Ясунари представлено романами «Снежная страна», «Тысячекрылый журавлик», «Стон горы», «Старая столица», «Озеро», повестью «Спящие красавицы», рядом новелл и рассказов.

Кавабата Ясунари


Copyright © "ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ"

24.12.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 

Сайт Cult Line участник Topsites Japan проголосуйте за нас

 
 
 



История Японии и ее эпохи

О Японии || История Японии и ее эпохи

    22.10.2005 00:04:46
    Доисторическая Япония как она есть ( просмотров - 5258 )
    Японцы всегда интересовались собственными древностями. Подтверждением этому может служить обилие исторических сочинений, появлявшихся в Японии по крайней мере с VIII в. Этот интерес достаточно рано проявился и по отношению к артефактам, представлявших собой предмет коллекционирования.
    22.10.2005 11:42:29
    Яёй - Бронзово-железный век Японии ( просмотров - 1918 )
    В 1884 г. в районе Токио под названием Яёй-мати был найден сосуд, который позже был идентифицирован, как принадлежащий эпохе, пришедшей на смену Дзёмон. Приблизительно с 1896 г. понятие «керамика типа Яёй» прочно вошло в научный оборот.

    Архив "О Японии"


   

Искусство Японии, литература и религии Востока на СД:

Электронное издательство DirectMedia Publishing


 
 
 
 
Интересные ресурсы о странах и искусстве:



Если вы владелец сайта Японской тематики, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

Лучший сайт о Японии

Показать результаты голосования


 
   
 
 
 
 
   
Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
Формат банера 88x31
Формат банера 88x31
Текстовая ссылка:

Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
Япония - сообщество любителей японской культуры